Жизнь неумолимо движется вперёд, планета безнадёжно вертится вокруг своей незамысловатой оси, пути Господни с течением лет становятся исповедимыми, а то, что некогда казалось навсегда утраченным во времени и пространстве, неожиданно возвращается, удивляя и шокируя зевак и просто очевидцев самим фактом возрождения из пепла. Британский прогрессивный "оркестр" Van Der Graaf Generator сотворил настоящую революцию в музыке конца 60-х – начала 70-х годов, став в итоге одним из арт-роковых идолов наряду с Genesis, Yes, King Crimson. Взяв с места в карьер в урожайном на рождение будущих знаменитостей 1969 году с выпуском в свободный полёт крепкого дебютного диска "The Aerosol Grey Machine", уже через год ансамбль под управлением Питера Хэмилла заставил весь прогрессивный мир говорить о себе, используя лишь превосходную степень. Два альбома, сделавшие славу Van Der Graaf – "H To He, Who Am The Only One" (1970) и "Pawn Hearts" (1971), установили каноны творчества коллектива, расширив грани звучания настолько, что вместить материал британской четвёрки в рамки традиционного арта было сложно. Саксофон и флейта Дэвида Джексона, оригинальная концептуальность и проникновенный вокал Хэмилла закрепили за группой статус легенды, но после выхода нескольких пластинок, среди которых выделялись "Goldbluff" (1975) и "Still Life" (1976), и релиза концертной работы "Vital" (1978) классический квартет решил прекратить своё существование. Музыканты кинулись в лабиринты сольного творчества, но совместное молчание продолжалось настолько долго, что уже никто (даже самые преданные поклонники) не надеялся на реюньон. В 2005 году 27-летний летаргический сон закончился взрывом, имя которому "Present". Разве не милое название для пластинки, выпущенной в подобных условиях? Самое то. Так или иначе, Питер Хэмилл (вокал, гитары, фортепьяно), Дэвид Джексон (саксофон), Гай Эванс (ударные, перкуссия) и Хью Бэнтон (орган, меллотрон, синтезаторы) снова в строю. То, что покоится в 102 минутах двухдискового подарка всем любителям арт-рока, не правильно (а как хочется!) называть шедевром или новым столпом Van Der Graaf. Это вовсе не означает, что гениальные вещи утеряны в прошлом. Новому творению до столь высокого статуса шедевра не хватает совсем немного (но об этом позже). Совместными усилиями квартет наработал всего шесть композиций, заполняющих первую болванку и сработанных в хрестоматийном прог-роковом стиле зрелых пластинок британцев с запоминающимися традиционными мелодиями ("Every Bloody Emperor"), тематически преемственными текстами (помните того же Императора с "H to He"?), упованием на сакс Джексона ("Boleas Panic") и отличной работой остальных инструменталистов. Единственная разница – лёгкость арт-рокового Van Der Graaf начала 70-х так и осталась в прошлом во многом из-за современного звука. Теперь англичане звучат более весомо и тяжело (местами чуть агрессивно), но атмосфера, а главное шарм того оригинального состава никуда не делись. Главная причина, по которой "Present" нельзя (жаль, кошки скребут на душе) назвать шедевром – второй CD, который хорош "от сих и до сих", но его, возможно, стоило бы выпустить отдельно от нового номерного альбома под каким-нибудь броским заголовком. Яркие и лёгкие импровизации слушаются, разумеется, на ура (а чего ещё ждать от таких мастеров?), но тем не менее, что вполне очевидно и логично, уступают форматным композициям. Впрочем, жужжание, характерное для музыкальных критиков, не имеет границ, а посему лучше оставить в покое вторую часть альбома и воспринимать её, как некое студийное концертное выступление (или отступление). Важно другое – Van Der Graaf снова в строю! Они живы и наполнены новыми музыкальными идеями! Настоящий подарок всем любителям традиционного прога!
|