Форма входа

Категории раздела

Наш опрос

Оценка сайта
Всего ответов: 265

Друзья сайта

  • Кто хочет добавиться оставляйте коментарии в гостевой книге.

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    null
    Среда, 20.11.2024, 04:35
    Главная | RSS

    Энциклопедия

    Главная » Статьи » Рецензии

    Van Der Graaf Generator
    Первенец Van Der Graaf Generator был выпущен в тот же год, что и дебюты других титанов прогрессивного рока - Yes, King Crimson и Genesis. В ретроспективе видно, что уже на этом альбоме группа нашла свой оригинальный почерк и неподражаемое звучание, прославившее коллектив чуть позже. Однако, музыка здесь несколько контрастирует по настроению с последующими творениями группы: в то время как диски 1970-78 г.г., замешанные на апокалиптических видениях и научной фантастике, сделаны с преобладанием мрачных тонов, в "The Aerosol Grey Machine" есть позитивные эмоции и юмор - качества, начисто элиминированное в последующих альбомах (впрочем, не в ущерб общей атмосфере).
    По большей части дебютник Генераторов был сочинен примерно в 1967-68 г.г., тогда же была придумана и значительная часть материала для дебютного сольного альбома Хэммилла "Fool's Mate" (интересная игра слов в названии: "дурацкий мат" и "приятель придурка"). Звучание "The Aerosol Grey Machine" опирается, главным образом, на атмосферный электроорган Бэнтона с эффектом "вау-вау" и слаженную ритм-секцию. Почти во всех композициях можно услышать фирменное бряцанье Хэммилла, извлекающего из своей шестиструнки резкие атональные аккорды на манер поэтов-песенников (коим, Хэммилл, к слову, и является). Джексона еще в группе не было - он появится со следующего альбома, однако, здесь можно услышать флейту некоего Джеффа, отметившегося на эмоциональной балладе "Running Back". Легко идентифицируемый вокал Хэммилла чем-то напоминает Барретта, хотя, в отличие от последнего, гораздо более артистичен. Хэммилл играет своим голосом и как бы стилизует его под характер надрывно-невротичного непонятого художника, в то время как Барретт таковым и являлся. Однако, кульминация Хэммилла-вокалиста придется на диски Генераторов "Godbluff" и "Still Life", а также его сольные работы примерно этого же периода.
    Сырая и минималистичная выделка дебютного альбома, записанного всего лишь за сутки, делает его похожим на типичный сольник Хэммилла: все композиции построены вокруг акустической гитары Питера и его вокала, остальные же члены группы внесли относительно небольшой вклад в аранжировку и выполняли большей частью чисто сессионные функции. Пожалуй, только короткий инструментал "Black Smoke Yen", сочиненный Эллисом, Ивенсом и Бэнтоном и мини-сюита "Octopus" являются редкими признаки того, что перед нами все-таки группа, а не Хэммилл со случайным аккомпанирующим составом.
    На альбоме можно выделить очень зрелые в композиционном и лирическом плане "Afterwards" (с великолепным соло Бэнтона на фортепиано) и "Into The Game" с мощной игрой Ивенса и примечательной вокальной кодой, а также упомянутую продолжительную экспериментальную "Octopus" с космическими пассажами электрооргана на фоне крепкой и техничной ритм-секции и неистовым вокалом Хэммилла. Добавьте сюда еще саксофон и флейту Джексона (которых, к сожалению, здесь нет) - и получится типичнейшее творение Van Der Graaf Generator их "золотого" периода 1970-1976 г.г. Заглавная композиция, своего рода пародия на рекламу, блещет безудержным весельем и дурачеством, которое не найдет своего места в последующем творчестве как группы, так и Хэммилла.
    К минусам альбома я бы отнес весьма наивную, почти что подростковую вещь "Necromancer", сделанную в псевдоготическом духе, а также очевидную затянутость некоторых вещей, которая при жидковатых аранжировках не идет на пользу в целом неплохим композициям.
    Достаточно часто можно натолкнуться на убеждение, будто Van Der Graaf Generator - это, скорее, не группа, а некий таинственный конгломерат между нервозным, деспотичным Хэммиллом со светящимся нимбом над головой и забитыми угнетенными музыкантами, ютящихся в тени от памятника Питера, который он сам себе и возвел. Убеждение это широко распространено, но не думаю, что его нужно воспринимать всерьез. Вряд ли Хэммилл указывал несравненно более опытным музыкантам, как и что играть (особенно Джексону). Не думаю также, что он подавлял своим Эго стремление к самовыражению коллег. Просто сложившаяся вполне естественным путем ситуация устраивала всех: и Хэммилла, и музыкантов. Доминанта Питера, безусловно, очевидна, но при этом в группе каждый просто занимался своим делом: Хэммилл сочинял, переживал цикл смертей и рождений на сцене, а Бэнтон, Джексон и Ивенс - аранжировали, превносили что-то свое, придавали сырым идеям Хэммилла законченную форму, и создавали неповторимую величественно-мрачную атмосферу альбомов с помощью изобретательной и разнообразной игрой Бэнтона, заковыристыми ритмическими узорами Ивенса, синкопированными саксофонными риффами Джексона. Да и музыканты-то эти, к слову сказать, совсем неамбициозные (в отличие от Yes, где каждый считал себя столпом и опорой; впрочем, не без оснований), что и сделало возможным подобный союз. К тому же Хэммилл был на редкость харизматичной личностью, слишком резко выделяющуюся на фоне своих несколько невзрачных коллег (в Yes же, напротив, каждый обладал своей собственной харизмой, и Андресон среди них хоть и выделялся, но не так ярко). Другое дело, что отсутствие харизмы - еще не признак отсутствия таланта.
    На переиздании этого альбома в CD-формате в качестве бонуса добавлен первый сингл группы "People You Were Going To/Firebrand", выпущенный в 1967-м году с Хэммилом на вокале и, кажется, бас-гитаре, Крисом-Джаджем Смитом на ударных (придумавшим, между прочим, название группе) и Ником Пирном на клавишных. Первая композиция - сиропистая битлоподобная попса - не имеет почти ничего общего с той группой, которую мы все знаем. Разве что голос Хэммилла звучит вполне узнаваемо. А вот "Firebrand" звучит уже более привычно, с мрачноватой и неординарной музыкой в духе ранних Soft Machine и вокальными выкрутасами Питера.
    Несмотря на свою очевидную недоработанность и кое-где - композиторскую незрелость, получился вполне достойный дебют. Обращает на себя внимание тот факт, что музыка группы была начисто лишена ритм-н-блюзовых элементов (в отличие от Jethro Tull и ранних Yes), модного по тем временам подражательства Moody Blues (чем поначалу грешили Cressida, Barclay James Harvest, King Crimson) и забитых до полусмерти психоделических штампов. В итоге - оригинальная и многообещающая работа, и, как мы уже знаем, все обещания будут выполнены и перевыполнены.
    Категория: Рецензии | Добавил: LoM49 (22.10.2009)
    Просмотров: 252 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0