Латышские музыканты именуют стиль, в котором они сочиняют и играют музыку, "tribal black-metal", объясняя этот термин довольно смутно. Дескать, влияния они испытывали, с одной стороны от DARKTHRONE, а с другой - от DIMMU BORGIR. Попытались привести все к одному знаменателю, и вот - получился URSKUMUG. Это все, конечно, несколько утрированно, но... Но, в принципе, верно. Их дебютное демо "PAREJA", датированное 2003-м годом и недавно переизданное в России действительно представляет собой своеобразный микс из холодного пронзительного звучания ранних опусов Фенриза с Ноктюрно Культо и помпезных оркестровок от DIMMU BORGIR. Впрочем, оркестровки эти, хоть и являются неотъемлемой частью звучания латышей, все же выглядят этакими вставными номерами - причем, похоже сделано это совершенно сознательно. Музыканты словно говорят нам, что мы, дескать, вполне могли бы обойтись и без них, но так интереснее и прикольнее. Пусть так. Но что же во всем этом "tribal" - того самого, первобытного, шаманского, анимического? Поскольку в музыке ничего подобного практически не наблюдается (если не считать интродукции и заглавного инструментального трека), стало быть, попробуем найти ответ в текстах... Ан нет... При всем симпатичном оформлении диджипака никаких текстов в нем обнаружить не удалось. Ну что ж, остается поверить ребятам на слово, что они воспевают именно то, о чем заявляют - то есть древние анимические верования, слияние человека с природой, тотемных животных и тому подобное. Правда, делают это они вполне по-современному, я бы даже сказал, не без изящества, ничем не показывая того, что эта работа для них была дебютной. Классические для старого норвежского блэка гитарные партии создают соответствующую холодную отрешенную атмосферу, которую словно ледокол льдины идеально взрезает мощный скриминг, а клавишные, подобно бесстрастному наблюдателю, отрешенно парят в воздухе над полем сталкивающихся торосов. Стремительный темп большинства композиций нисколько не нарушает картину первозданного хаоса, в котором встречаются и пересекаются обрывки мелодий и даже неоклассических партий. Звук морозен и сух, но идеально подходит к поставленной музыкантами перед собой задаче. Единственное, чего им не удалось добиться - так этого должного разнообразия композиций. Нет, в каждой из них достаточно тем и линий, но в конечном итоге все они складываются в единое заполненное ледяными глыбами поле... По своему интересно, конечно, но уже как-то недостаточно... Впрочем, не нужно забывать, что это было всего лишь демо, а для дебютной записи его качество просто удивительно. Ну и, как любое уважающее себя переиздание, "PASSOVER" не могло обойтись без бонуса, каковым стал фрагмент выступления URSKUMUG в одном из латышских клубов в 2004 году. С хорошим звуком, но с довольно посредственным видеорядом. Дерюжные одежды музыкантов вкупе с костяными амулетами, наверное, должны символизировать ту самую "трибальность", но... честно говоря, в чем тут дух примитивных племен, я так и не понял. Может быть, на этот вопрос дают ответ последующие работы латышей? Ну а демо показывает, что старт их был очень уверенным. Ничего более, но и ничего менее. (Диск предоставлен компанией "Haarbn Productions")