Вот какая интересная особенность у таких классических альбомов. В отличие от более современных, они нравятся (ну мне, во всяком случае) сразу же и не требуют времени, чтобы въехать, поскольку музыка настолько сильная, что подминает тебя сразу же, раздавливает и тут же возрождает. С творчеством «байроновского» периода этого великолепного коллектива я начал с двух альбомов 1972 г. Это, конечно, нечто. Каждая песня неповторима (в том смысле, что такое уже не создадут, а не в том, что такое трудно сыграть). Игра инструментов безупречна (впрочем, можно, конечно, придраться, если захочется, но зачем?). Вокал Байрона с его вариативностью явно был замечен и впоследствии превзойден Фарухом Булсарой (он же Фредди Меркьюри). Бэк-вокал всех участников также на высоте. Это истинные шедевры прогрессивного хард-рока или хард-н-арта, в которых музыка является и в меру сложной, и в то же время достаточно легко воспринимаемой. (Беда многих современных прогрессивщиков – излишняя навороченность.) Сразу видно (или слышно), что состав стабилизировался: появился ударник Ли Керслейк (из всех ударников он в группе просуществовал дольше всех – вплоть до последнего времени), а также отличный басист Гэри Тейн. (Кстати, Керслейк – человек довольно приличной комплекции, в то время как Тейн имел прозвище Худой. К чему я это? Да просто к тому, что противоположности как раз и сходятся.) Стало меньше тяжести, но больше истинно волшебного мелодизма, описать который практически невозможно – в это надо вникать сердцем и душой. Тексты на сказочно-философскую тему тоже великолепны и, что очень радует, мало повторов (в нескольких песнях припева нет как такового). На довольно симпатичной, выполненной в оттенках зеленого и голубого обложке работы Роджера Дина (делавшего артворки для многих, в т.ч. и для Yes), изображен волшебник, идущий в ночи по узкой каменистой тропе где-то среди скал. Итак, «Демоны и волшебники». 1) «The Wizard». Отличное начало для этого суперальбома, жаль только, что короткое. Продукт творчества Хенсли и Марка Кларка, басиста Colosseum, на три месяца занявшего вакантное место, но не «дожившего» даже до записи альбома. Вступление – отличная акустическая гитара, сильный приятный вокал, фэнтезийный текст: «Он был волшебником тысячи королей, и я случайно встретил его в странствиях». Вступают ударные, орган «Хэммонд» и гитара с энергичными аккордами. Байрону подпевает прекрасный хор. Оптимистическая вещь о том, что люди должны быть свободны, что они должны знать, что такое любовь и мир. 2) «Traveller in Time». Резкое, даже слегка агрессивное вступление всех инструментов, потом внезапное замедление (тема ведется клавишными и гитарой, издающей «ва-ва» звуки). Заканчивается отличным ударным инструменталом с гитарными и клавишными проигрышами. Хотя авторство песни принадлежит Байрону, Боксу и Керслейку, она неплохо вписалась в общую сказочно-фантастическую концепцию альбома. Текст представляет собой монолог путешественника во времени, который не может вернуться домой, пока не искупит свою вину (интересно – какую) и не найдет ответы на свои вопросы. 3) «Easy Livin’». Довольно быстрая и короткая вещь. Хит-сингл на все времена, удостоенный впоследствии нескольких каверов, в том числе и от Ди Си Купера (ex-Royal Hunt). Отличная комбинация органа и гитары. Вокал просто впечатляющ (в середине, под звон колокольчиков, Байрон переходит даже на фальцет): «Я прощен с тех, пор как ты заняла место в моем сердце». Один недостаток у этой отличной песни – она безбожно короткая. Растянуть бы ее минут эдак на 10! (Ну что поделать – страсть у меня к длинным формам.) 4) «Poet’s Justice». Отличное вступление ударных под хор. Запоминающийся риффинг. В середине – отличное соло, снова впечатляющий хор, слайд-гитара. Снова великолепная вариабельность вокала. Текст повествует о встрече с девушкой, которая куда-то исчезла, и теперь герой хочет ее найти. Правда, описывается это все довольно фэнтезийным языком. 5) «Circle of Hands». Трогательное органное вступление, тихие, вкрадчивые ударные, которые затем мощно вступают вместе с гитарой, потом снова ведущими становятся клавишные. Хор. Снова отличный инструментал в середине – две гитары, клавишные. Классная гитарная игра в конце. Лирика – нужно быть вместе, нужно понимать, что добро сильнее зла и что все наши поступки влияют на будущее («Сегодняшний день – лишь завтрашний день вчерашнего»). 6) «Rainbow Demon». Зловещая тема (пред-дум практически) – гитара и клавишные, от которых мурашки бегут по коже. Отличное соло. «Демон радуги» – вот так сочетание. Странное существо с мечом и пистолетом, мчащееся куда-то на своем огненном коне. 7) «All My Life». Пожалуй, самая легкая тема на альбоме (по восприятию) и, наверно, худшая, что не означает плохая. Задорный такой хард-поп, весьма отличающийся от других треков. И не удивительно, ведь Хенсли в его написании участия не принимал. Это вновь постарались Бокс, Байрон и Керслейк. А то, что Байрон творит со своим голосом в припеве, это вообще нечто. Герой уверен, что будет любить свою будущую жену всю свою жизнь. 8) «Paradise». Размеренная грустная вещь. В начале – акустическая гитара и клавишные. Ближе к концу появляется более жесткий саунд. Поют попеременно Байрон и Хенсли. Вокал постепенно скрывается за началом следующей темы. Любовь пропала, солнце исчезло, я вспоминаю твою ложь, но нужно искать снова, чтобы найти рай. 9) «The Spell». В связи с плавным переходом от предыдущего трека к этому их можно считать одним эпиком. Трек можно поделить на 3 части. 1-я часть – довольно задорная. 2-я – замедление, начинается игра на фортепьяно, к которому подключается тревожная гитара и хор; долгий инструментал, по духу напоминающий Pink Floyd, потом снова вступает вокал под игру на фортепьяно и тревожные клавишные; это самая грустная часть не только этой песни, но и вообще на альбоме, которая меня лично всегда оставляет. 3-я часть – снова задорная. Весьма интересный текст – я сначала думал, что это о любви, но вроде все же это о добром и злом волшебнике.