Музыкальное разнообразие всегда было важным для Тристании, и девиз «Не повторяться!» неизменно определял их позицию на протяжении всего творческого пути. Вот и в этот раз, спустя всего полтора года, отказавшись от приторной тягомотины дебютника и избежав тем самым самоплагиата и пригвождения к позорному столбу с клеймом «клон Театра Трагедии», группа создала уникальный альбом, альбом-глыбу, альбом-озарение. На «Beyond the Veil» нет ни одной проходной песни, ни одной слабой стороны, этот альбом сложен и разнообразен, каждая песня уникальна и неповторима. Все композиции имеют необычную структуру, богатство музыкальных тем, частую смену ритма и скорости, что, однако, не кажется эклектичным, здесь каждый кусочек, каждый отрезок песни сливаются вместе в единое гармоничное целое. Слушая этот альбом впервые, никогда не знаешь, чего ждать дальше, что будет через минуту – настолько разнообразны и полны сюрпризов и открытий эти песни, а впоследствии каждый раз находишь для себя нечто новое, чего раньше не замечал. Я слушал этот диск несколько десятков раз, и каждый раз он удивляет меня, и во мне живёт уверенность, что это ещё не всё. «Beyond the Veil» остаётся актуальным и по сей день, он прошёл сквозь время, а не потерялся где-то в конце 90-х. Альбом мрачный, холодный и тревожный. Именно тревожный, после заключительных звуков «Dementia» ещё долго не покидает ощущение беспокойства и беззащитности. Хочется поставить что-нибудь лёгкое и весёлое, но не получается, что-то держит сознание и не даёт оторваться от этих ощущений. Альбом пропитан атмосферой средневековой готики, но именно страшной и депрессивной, а не той печальной и романтичной, что была на «Widow’s Weeds». Все музыкальные ингредиенты дебютного альбома сохранились и на «Beyond the Veil». Женского вокала не стало больше, но Вибеке везде, в каждой своей партии великолепна, и сольно, и в составе хора; гроул Веланда по-прежнему на высоте, скрим бесподобен, добавлены шёпоты, сдавленные крики, стенания и оргазмические стоны. Отдельных слов восхищения заслуживает Остен, обладающий невероятно красивым тембром голоса. Мне крайне редко нравятся чистые мужские вокалы, но именно от голоса Остена я всегда, начиная с «Angellore» и заканчивая «Illumination», теряю рассудок и растворяюсь в его интонациях, а самый яркий в этом плане момент – финальные строчки заглавной песни «Beyond the Veil»: Shivers on the bleak horizon Profound words...you're my frailty, медленно затихающие вдали. В этот момент у меня всегда подкатывает комок к горлу, и выступают слёзы. Скрипка вновь прекрасно дополняет песни, но на этот раз соло стали ярче и техничнее, их стало больше, а самые лучшие из них - на «A Sequel of Decay» и «Lethean River». Акустическая гитара и ледяные, не от мира сего клавишные по-прежнему великолепны и проникновенны, и вносят свой вклад в создание неповторимой атмосферы этого альбома. Отличные хоровые вставки также присутствуют, причём их тоже стало больше, но, на мой взгляд, самые лучшие хоры у Тристании будут на альбоме «World of Glass». И главные инструменты тоже получают от меня только положительные отзывы – «Aphelion», «Lethean River», «Angina» и «...Of Ruins and a Red Nightfall» представляют собой отличное сочетание тяжести и мелодичности, а «Heretique» просто агрессивна. Страх, вызываемый этой песней, усугубляется тяжёлым мутным видеоклипом, от которого возникает ощущение, что при его создании были использованы кадры с записи, найденной где-то в Сайлент-Хилле. Не знаю, специально ли так было задумано, или просто бюджет был копеечный, но результат вышел таким, что волосы на голове встают дыбом. Тексты остались без изменений. Как уже отмечалось в рецензиях выше, они насквозь мажорны и пусты, но их мажорность и трушность не идёт вразрез с музыкой. Профессионализм музыкантов возрос, качество записи выше всяких похвал, каждый инструмент слышится превосходно. «Beyond the Veil» - совершенство gothic-metal’а, апогей творческой мысли Веланда. Сколько бы он ни пытался впоследствии повторить его или создать что-то новое такого же уровня, у него ничего подобного не получалось. А получилось лишь расстаться с группой, создать параллельный проект с подозрительно созвучным названием и завязнуть в самоплагиате, меняя безголосых вокалисток как перчатки и, видимо, пытаясь поймать то эфемерное, тонкое настроение, которое помогло ему создать этот шедевр. Но это уже другая история. И к тому же всё это было потом, а тогда на дворе был 1999-й год – звёздный час талантливого музыканта. Тристания же продолжит свой путь без Веланда, на мой взгляд, не особо отяготившись этой потерей и, продолжая следовать своему девизу, создаст ещё три абсолютно разных и неизменно качественных альбома.
|