В середине 90-х Theatre of Tragedy установили высокую планку всем последователям, избравшим для своего творчества стиль gothic metal, и обрекли их на постоянное сравнение со своими шедеврами «Theatre of Tragedy» и «Velvet Darkness They Fear». Одним из таких последователей и стала Tristania, которая не только доказала свою творческую состоятельность и оригинальность, но и превзошла по всем статьям своих земляков из славного Ставангера, записав 5 абсолютно разных, непохожих друг на друга, свежих и интересных альбомов. Но всё это было потом, а тогда, в далёком 1997 году увидела свет их первая демо-запись с нехитрым названием «Tristania». На диске представлены 4 композиции. Яркое вступление «Sirene» с эпической акустической гитарой и красивыми клавишными проигрышами плавно подводит слушателя к двум типичным для ранней Тристании песням, «Midwintertears» и «Pale Enchantress». Честно говоря, не считаю их какими-то особенными, в них нет изюминки, но для демо-записи, назначение которой состоит в том, чтобы познакомить слушателя и будущих издателей с группой они неплохо подходят. Качество записи оставляет желать лучшего, что, естественно, удивления вызывать не должно. Впоследствии «Midwintertears» и «Pale Enchantress» были переписаны и вошли на дебютный альбом «Widow’s Weeds» с лучшим качеством, особенно это слышно по партиям ударных. Вокал как Мортена, так и Вибеке звучит неуверенно, видимо сказывается недостаток опыта, но уже сейчас можно оценить, насколько высок их потенциал, который мы в полной мере ощутим на следующих альбомах. Особенно хочу выделить уникальную для Тристании композицию «Cease to Exist», которая не похожа ни на одну их песню, и которую я считаю одной из лучших. Абсолютное одиночество на скалистом берегу холодного моря под ночным небом, ледяные брызги волн, попадающие на лицо, колючий ветер, предательски пронизывающий насквозь, странный шёпот, возникающий из ниоткуда. Хочется убежать, но ноги не слушаются, апатия охватывает каждую частичку тела и остаётся лишь опуститься на холодный камень и прекратить своё существование. Cease to exist. Этот диск представляет интерес только для заядлых коллекционеров вроде меня, поскольку остальные два трэка также были в дальнейшем переизданы. Но если вам представится возможность услышать эти песни (а особенно последнюю) в первичном оригинальном сыроватом звучании обязательно воспользуйтесь ею. Я считаю, что демки в принципе нельзя оценивать больше, чем на 8 баллов. И эта работа заслужила их, в немалой степени благодаря песне «Cease to Exist».