Третий студийный альбом Tool – это еще один шаг эволюции. По музыке – это все тот же Tool, но лишенный излишней авангардности прошлого альбома. Однако от этого продукция группы не стала мэйнстримовой, так как по-прежнему характеризуется как музыка не для всех: она глубоко личная, своеобразная; наконец, искренняя меланхолия не расходится массовыми тиражами. Первые композиции с этого диска, признаюсь, не вызывают у меня восторга: скучноватые они и бедны музыкально. Зато, начиная с “Schism”, перед нами череда прогрессив-металических открытий “Schism” мне нравится как глубоко Tool-овская песня. “Parabol” – это первая часть дилогии. Медитативные клавишные аккорды и тихая гитара формируют философский пейзаж. Вокал обладает поистине магической притягательностью. “Parabola”. Плавный переход ко второй, динамической, части. Великолепные соло-вставки с «хрустящим» мелодизмом, задумчивый и эйфорический вокалы, не лишенное некоторой изящности соло на басу, завершающее композицию – вот слагаемые уникальности этого произведения. “Ticks and Leeches”. Данная композиция продолжает линию отличных песен. Чудесным образом преподнесенное нам барабанное искусство Дэнни Кэри, фирменные Tool-овские фишки: и выжидающая тишина и прог-металлический взрыв, когда все музыканты словно с цепи срываются. Кроме того, вокал Кинана здесь какой-то приблэкованный. Атмосферы и неповторимого настроя сообщают «Lateralus» две похожие, находящиеся рядом песни - “Disposition” и “Reflection”. Первая исполнена всепоглощающей «лакомой» меланхолии и отличается немногословностью и восхитительной гитарной игрой. Вторая имеет ярко-выраженный экзотический оттенок, благодаря ударным и еще какому-то инструменту, а также поддерживает меланхолический настрой (заунывные голошения Кинана). Связующее звено между этими треками – очень самобытная игра Дэни Кэри на ударных. “Triad” – что-то вроде квинтэссенции Tool-овского инструментального мастерства; тема, явно собранная из нескольких кусков и формирующая в воображении картину некоего нашествия. Итог. Альбом наполнен превоходными находками в области музыки и создания настроения, но в конечном счете неровен. 10 большим авансом предпочту крепкую девятку.