Первый полноценный альбом (до этого был EP “Opiate”) популярной, влиятельной и странновато-таинственной группы из САСШ. Первым же альбомом Tool заявили о себе как оригинальная группа с собственным звучанием и продуманной концепцией творчества. Слушая «Undertow”, даже человек, который начал знакомство с творчеством Tool с альбомов “Aenima” (1996), “Lateralus” (2001) или “10 000 Days” (2006), узнает фирменный саунд группы и основные сюжетные ходы. В 1993 звук был посуше, более металлизирован. Tool в то время уверенно проходили по ведомству grunge — музыка этого период полна аллюзий с Soundgarden, Alice In Chains. Но присутствует и собственное качество. Меньше психоделии. Короткие (по меркам следующих альбомов) 4-5-минутные композиции. Начинается альбом с “Intolerance” — энергичного номера, который почему-то не очень хорошо откладывается в памяти. Но дальше идут суперхиты: раскрученные и экранизированные “Prison Sex” и “Sober”, а также написанная и пропетая в соавторстве с Генри Роллинзом “Bottom”. “Sober” без преувеличения великая песня с запоминающимся соло в дебюте и очень эмоциональным вокалом Maynard’a Keenan’a и прекрасными (без преувеличения) стихами. В недрах альбома таится незаслуженно обделённая вниманием “Swamp Song” — самая гранжевая песня альбома, очень напоминающая Soundgarden периода конца 1980-х. “Undertow” — виртуозный эпицентр альбома, который содержит в себе и отсылы к року 70-х, и практически трэшевые риффы. Кстати, “Undertow” вполне жизнерадостная песня — это к вопросу о постоянном депрессиве группы. “4 Degrees” и “Flood” уже больше подходят к формату депрессивной психоделии, которая стала визитной карточкой музыкантов. А заканчивается альбом примером ритмичного 15-минутного бормотания с псевдопроповедью псевдорелигии и шаманским речитативом — “ This is necessary. Life feeds on life”. “Undertow” по праву считается одним из самых знаковых и влиятельных альбомов первой половины 1990-х. Этой работе сопутствовал и музыкальный, и коммерческий успех (продано более 2 млн. копий диска). Влияние Tool на американскую альтернативную сцену трудно переоценить — art-core, nu-metal, тяжёлая альтернатива очень многое вобрали в себя из музыки группы. Конечно, дебютный альбом далёк от музыкального совершенства следующих работ, особенно “Aenima”, но и сейчас “Undertow” слушается очень свежо и не старомодно, являя собой редкий пример нестареющей музыки.
|