Я в предыдущей рецензии наврал. Не расслушал и толком не сформировал мнения, а поделиться впечатлениями хотелось как можно скорей. Во-первых о текстах - они отнюдь не дурны, как мне показалось по первости. Зная Эдлунда, способного серьезнейшим проникновенным тоном петь "it feels like masturbation ...", не увидеть в лирике Prey пародийности и даже издевки - это нужно было умудриться. Впрочем, меня извиняет плохое знание английского Итак, тексты Prey это натуральные глумилово, и как глумилово оно вовсе не дурно. Даже более того, по зрелому размышлению мне начинает казаться, что хард-рок с такими текстами смотрится получше, нежели с "серьезными" и "философскими" Во-вторых о продажности: если альбом (особенно у Тиамата) пишется за столь короткий срок, объяснений тому может быть всего два: либо это наспех сляпанная халтурка, соображенная лишь из коммерческих соображений, либо вдруг мощно поперший фонтан вдохновения, продукты коего надо поскорее пристроить, покуда он не дай бог не иссяк. И удивительно легкая, почти воздушная искрометность многих композиций дает все основания усматривать здесь второй вариант. К слову, предыдущий "Judas Christ" выглядел вымученным, хотя и отстоял от Скелетона на целых 3 года. А может именно по недостатку вдохновения он так долго и сочинялся, пес его знает. В-третьих и наверное "в-главных" - о собственно музыке. Новизны в приемах здесь действительно нет, если последние пять лет Юхан собирал отовсюду понемножку и на Skeletone и Judas'е выбрасывал (все больше как попало) новые для него ходы, то теперь применение собранного осуществляется исключительно верным, единственно возможным образом. Наверное, внутренние мелодии Эдлундовской души зазвучали теперь много громче, и он, наконец, расслушал их наилучшим образом и задокументировал с максимальной неискаженностью. Главное качество Prey - однозначность, отсутствие всегда мучительного выбора, слушая любой трек неизбежно понимаешь, он не мог быть другим ни на иоту. Здесь невозможно испытать неприятное ощущение понимания авторской задумки и одновременного понимания неудачности ее реализации, единство формы и содержания (текста и констекста, бытия и сознания :)) здесь настолько очевидно, что над ним даже не помыслишь задуматься Я всякий раз поражаюсь, из какого сора растут Тиаматовские шедевры: так, Эдлунд совершенно не умеет петь (на концерте это очень ясно слышно) и он, мягко говоря, не виртуоз как гитарной так и фортепианной игры, а Петерсон - гитарист в лучшем случае средний. Тем не менее, в студийной записи голос Юхана звучит очень неплохо, а соляки Петерсона определенно хватают за душу. Но главное в Тиамате не это. Главное - гармоничность, идеальная композиция элементов, каждый из которых в отдельности не представляет никакого интереса. Можно сравнить это с кучкой кривых камешков, которые "зоркий" Эдлунд умеет рассмотреть и сложить таким образом, что в итоговой мозаике всё идеально подходит друг к другу, не оставляя и миллиметрового зазора. Да, и вот еще что: не всем пока что это понятно, но через несколько лет будет само собой разумеющимся, что Prey - вообще лучший альбом Тиамата, опережающий даже Дипер Кайнд. Вайлдхани, которого, слава богу, не вернуть, по сравнению с этим сущий детский лепет, неконтролируемый всплеск юношеских гормонов и не более того. В творческом пути многих коллективов случались иногда такие великие альбомы-перерождения, например "Into the Pandaemonium" у Celtic Frost, "Thunder Perfect Mind" у Current 93, наконец "Fine Day to Exit" у Анафемы. Эмоциональная палитра альбома впервые за последние 6 лет получилась идеально сбалансированной, в то же время она существенно богаче Диперкайндовской. Гипнотические танцы Prey получились гораздо более сочными и чувственными, чем опиумные сны с альбома 97 года. Смешение house'овых и trans'овых ходов с мрачными металлистскими фишками в пропорции примерно 20 к 80 дало в результате нечто, духовно одинаково не близкое и танцевальной электронике и року. Но перерождается здесь не только Эдлундовский подход к музыкальной эклетике, предстающей в новой, пост-Диперкайндовской завершенности; одновременно здесь кончается долгий путь художественно-идеологических исканий Юхана, и кончается, что в принципе вполне логично, победой лживости. Однако эта бескомпромиссная лживость представляет собой одновременно более высокий уровень искренности, заключающейся, в ряду прочего, в принципиальном несокрытии авторской лживости, да простится мне такой каламбур. Никогда еще Эдлунд не был таким издевательским и в то же время таким пронзительным, ни в одном другом альбоме его пахабность так органично и сверхмузыкально не срасталась с выспренностью. И здесь их не только нельзя разделить, но они и не являются циклическими продолжениями друг друга, а представляют собой однородную, идеально перемешанную субстанцию.
|