Пока идут споры, с чего же начался традиционный doom metal 90-х, с Tiamat, Winter или Thergothon, эта компиляция из двух кассетных демо-записей (а качество не такое уж и плохое!) остается совершенно незамеченной. Самое забавное, что ранние Thorns, несмотря на содержание этих работ, действительно не оказали влияния на дум сцену. Зато, именно под впечатлением от них были созданы классические альбомы Mayhem и Darkthrone. Главная ценность - первые два трека - типичный дум-дэт (с преобладанием первого), каким он появится через несколько лет на первых альбомах Cathedral, только лишь очень сырой и вязкий, как будто струны испачканы в повидле. Имеются даже клавишные, которые, видимо, имитируют орган (их становится хорошо слышно в конце первой композиции, но очень плохо - по ходу самой песни) и декламации "ноющим" голосом (как на Gods Tower '93). Наверное, в этом есть влияние Celtic Frost, например, "Sorrows of the Moon" в частности и всего "Into The Pandemonium" в целом; но замедленный трэш-дэт играли Winter, а Thorns - настоящий дум! Вокалист (видимо, Снорре Рух) произносит - или выдавливает из себя? - текст по слову, делая ударение на последнем слоге. Голос, очевидно, даже не подвергался обработке - настолько он прокуренный. Это уже не гроулинг - для этого он слишком сиплый, но еще и не скриминг - слишком низкий. Вторая часть (6 песен) - гитарные истязания, из которых, возможно, выросли Abruptum и Mordor. Вокал и ударные отсутствуют. Гитары размазаны и по-блэковому шипят. Основную мелодию играет бас-гитара, чаще всего - это два аккорда, повторяющиеся раз за разом, то быстрее, то медленнее. А в песне "Home" поначалу можно услышать ну очень далекий прообраз "Freezing Moon" Mayhem. На мой взгляд, Thorns '89 просто на голову выше всех дебютных альбомов, причастных к появлению блэк-метал. Samael и Mayhem до 90-х годов даже рядом не стояли; Tormentor и Bathory слишком прямолинейны и при этом скучны. Ясно видна неординарная задумка музыкантов, и подводит только одно - качество записи.