Therion не перестают удивлять меня своей продуктивностью: если в 2004-м они выпустили сразу два альбома, то на этот раз у них один альбом состоит из двух частей. И когда только они это всё успевают? Но новое творение значительно отличается от предыдущих релизов. Для меня Therion является сплавом классической оперы и хэви-метала, гранью между гармонией и хаосом. И в каждом их новом релизе перевешивает то одна, то другая сторона. При первом прослушивании привычный Therion в новом альбоме узнаётся с трудом (мне сначала даже не понравился этот альбом), но всё-таки хотелось слушать его ещё и ещё. «Gothic Kabbalah» — такой альбом, который не откроется слушателю с первого — второго раза, его нужно прослушать несколько раз, чтобы понять. Привычный хор и симфонический оркестр отступили на второй план и если раньше они практически полностью определяли атмосферу музыки, то теперь они лишь её дополняют. Хотя, надо отдать должное, появляются они всегда в очень нужных местах. Упор сделан именно на металлическое звучание, на усложнение гитарных партий и ударных. Примечательно ещё и то, что Christofer Johnsson участвовал в написании только пяти (!) песен альбома и дал простор для творчества другим участникам. «Gothic Kabbalah» в целом является продолжением «Lemuria» и «Sirius B», только, по-моему, звучит он не так пафосно и напыщенно. В этом творении больше динамики, и звучит он намного интереснее и живее, вновь появились те глубина и скрытая мощь, которые почти отсутствовали на предыдущих двух альбомах. Если до этого моё отношение к их творчеству было прохладным, то «Gothic Kabbalah» заново открыл для меня их музыку. И мне наконец-то стало понятно, за что их так любят. Также порадовало наличие гитарных соло, которых мне у них всегда не хватало, и вокал Левина (ИМХО, отлично сочетается с музыкой). Единственное, что осталось неизменным — это тематика текстов, как всегда, в изобилии оккультные и эзотерические понятия. Насчёт песен могу сказать, что всё они в своём роде интересны, проходных вещей нет. Наибольшее впечатление произвели «Son of the staves of time» (полной неожиданностью оказалось то, что это творение принадлежит Левину), «Gothic Kabbalah», «Wand of Abaris» (мистическая и завораживающая вещь), «Three treasures», «TOF — Trinity» (опять Levin рулит), и «Adulruna Rediviva» (самая грандиозная вещь на всём альбоме), а вот «Tuna 1613» и «Trul» как-то мимо прошли. Итог: возможно, приверженцам «оперных» работ Therion «Gothic Kabbalah» придётся не по вкусу. Но так как мне всегда больше нравились их металлические изыскания, то мне новый альбом понравился, даже очень. На этот раз группе удалось выпустить такой альбом, которого от них никто не ожидал, и тем самым несколько отойти от привычного стиля. Лично я не считаю, что это плохо, и что их музыка «испортилась», не понимаю людей, которые упёрлись в свой хор с оркестром и отказываются признавать новый альбом. Думаю, можно поставить 10 баллов.