Своим четвертым полнокровным релизом Summoning в третий раз после монументальных "Minas Morgul" (1995) и "Dol Guldur" (1996) во всей красе являют великолепие своего Творчества. Они открывают новые его стороны, не изменяя при этом основной музыкальной концепции, и в то же время непостижимым образом создавая особый колорит звучания, который одновременно и схож, и различен с тем, что было на предыдущих произведениях. Как и более ранние альбомы, "Stronghold" стилистически можно охарактеризовать, как atmospheric black metal. Но, вообще говоря, все они, начиная с "Minas Morgul", очень условно укладываются в какие бы то ни было стилевые рамки, ибо уже на втором альбоме группа вышла на уровень творчества, характеризуемый полным отсутствием принадлежности к стилям, кроме своего собственного. И к "Stronghold" это полностью применимо. Слушая такую музыку, полностью забываешь об инструментах и других способах воплощения музыкальной идеи, кроме, разве что, ассоциаций, которые они вызывают, как, например, клавишные партии, местами напоминающие торжественное пение фанфар или боевых рогов, или синтетические ударные - будто раскаты боевых барабанов марширующего войска. Иными словами, альбом буквально запределен привычным представлениям о металлической музыке, и его нельзя оценивать лишь с позиций мелодических и поэтических достоинств, хотя они более, чем несомненны. Естественно, как и раньше, все мелодические и инструментальные ходы служат только одной цели - созданию глубочайшей атмосферы, которая вмещает в себя самые разнообразные настроения и ту иномировую квинтэссенцию, которая сродни духу произведений Толкиена. Она манит и притягивает, уводя в загадочный и прекрасный мир, наполненный суровым величием и первозданной красотой, которых напрочь лишен мир реальный. Чего только не услышишь в этих, растворенных в музыке, легендах. Гнев, ярость, печаль, трагическая меланхолия, холодное безразличие... Спектр эмоций, которыми проникнута музыка, пожалуй, ограничен только рамками восприятия слушателя... Альбом с лаконичным названием "Крепость" в отличии от трех предшественников, символично озаглавленных именами трех черных твердынь Средиземья, наименее конкретизирован и не ориентирован столь явно на толкиеновские сюжеты. Впрочем, также нельзя сказать, что лирика посвящена отвлеченным темам. Мотивы, инспирированные Историей Арды, присутствуют в полной мере, но среди них нет ни одного, лежащего на поверхности, и ни одно название (за исключением вступительной композиции) не вызывает прямых ассоциаций с сюжетами Арды. Ныне они сокрыты под аллегорическими образами изумительной красоты, наполненными мрачным символизмом и эстетично гармонирующими с духом музыки. Такими, как, например, "снежно-мраморные глаза", словно бельмы слепца-Моргота, что видит одну лишь тьму (в песне "Like Some Snow-white Marble Eyes" на стихи американского поэта Роберта Фроста) или "гниющая лошадь на мертвой земле" (в одноимённой композиции), символизирующая бренность людских царств в свете памяти земель Алалминоре, хранящих летопись деяний перворожденных, или же многозначительный образ скорбящей девы в центральной композиции альбома "Where Hope and Daylight Die". Тем не менее, смысл этих иносказательных приемов останется непонятным неискушенным, а большая часть лирики слишком обобщена и туманна, чтобы придавать ей какое-то определённое значение. Поэтому правильнее будет, если смысл того или иного сюжета каждый определит для себя сам. Подытоживая, можно сказать, что "Stronghold" - великолепный образчик эпической разновидности тяжёлой музыки. Как и всё творчество Summoning, этот альбом - один из примеров той музыки, в которую можно погружаться с каждым разом всё глубже, снимать её слой за слоем, и при этом будут открываться всё новые и новые её грани и особенности. Она сродни приоткрытой двери из повседневной жизни в новый неведомый мир. Более того, музыка такой глубины в определенной обстановке способна преображать окружающую действительность, наполняя её духом той - другой реальности, которая раз приняв тебя в свои объятья, не отпустит уже никогда.
|