Думаю, про передряги, творившиеся вокруг Стратовариуса последние годы, знают практически все посетители нашего сайта. Недавно мы и вовсе успели отправить группу на тот свет и помянуть, как некогда великий коллектив. Но как оказалось это совсем не конец долгой истории. Столь успешное и звучное имя просто не могло просиживать без дела, а Котипелто и Ко явно чувствовали в себе творческие силы к тому, чтобы не только поддерживать жизнь группы, но и вывести коллектив на новый уровень. По негласному закону рок-музыки, чем больше шума вокруг альбома, тем больше шанс, что он окажется редкостным г*****. В случае со “Стратами” это правило усиливалось такими факторами, как потеря основного (и практически единоличного) композитора, появлением большого количества молодых и не звёздных музыкантов и явный спад, который наметился у группы начиная с 2000-х. К тому немногие ожидали, что альбом получиться не Стратовариусом, а очередным сольником Котипелто с преобладанием хэви-металических тем. Но на деле все опасения оказались ложными – уход Толкки избавил группу от самоплагиата и предсказуемости, присущих предыдущим альбомам. Музыка стала более разноплановой, т.к. столкнулись два композитора с различными музыкальными пристрастиями – любитель хард-н-хэви Котипелто и «неоклассик» Йоргенсен. А появление молодых талантов Лаури Порры и Матиаса Купиайнена в итоге никак не ударило по силе группы, зато внесла необходимую свежесть в саунд группы и заметно оживила группу на живых выступлениях. А те, кто ожидал, что «Полярис» станет отходом от фирменного стиля, при первых же аккордах вздохнул с облегчением. Это гораздо ближе к настоящему Стратовариусу, чем все творения, вышедшие из-под пера г-на Толкки начиная с «Destiny». Никаких революций, но и застоя не намечается – группа эволюционно развивается, усложняя и обогащая свою музыку, приближаясь к прог-металу. Несколько изменилось соотношение клавиш и гитары, на этот раз Йоргенсен занимает лидирующие позиции, оставляя гитаристу большую часть черновой работы. В общем, в это вполне справедливо - Йоргенсен 12 лет «таскавший рояль» для Толки, в кои-то веки смог на этом рояле поиграть. Уход Толкки дал значительно больше свободы действия для Котипелто, как для вокалиста, наконец-то Тимо смог петь так, как он хочет. Его вокал перестал быть пафосным пауэр-фальцетом, в песнях появились низкие хрипловатые нотки (которые впрочем, были уже на одноимённом альбоме 2005 года), а та энергия, с которой поёт финский вокалист, сразу показывает – у парня вновь появился интерес к работе и к творческому росту. Йорг Михаэль на новом альбоме отошёл на второй план – он не порадовал нас сверх-техничными наворотами. Но, в то же время, он отлично справился со своей работой, несмотря на то, что «Polaris» в плане смены темпа музыки самый интересный альбом “Стратов”. Запись альбома как всегда на высочайшем уровне – саунд по-фински мелодичен, но при этом он очень плотный и мощный – идеальное сочетание для данного жанра, а про то, что «сиамские близнецы» Камилла и Юсилла блестяще свели альбом, думаю, и упоминать не следовало. Многие упрекают альбом в нехитовости, но я с этим не согласен. Дело в том, что начало альбома (3 первые песни) являют собой торжество прогрессива, где осталось мало места для фирменного скоростного материала группы. На мой взгляд, компоновка песен – единственный существенный минус альбома, “открывашкой” следовало бы сделать «Higher We Go» (сделанную в лучших традициях легендарной «Eagleheart»), а все сложнозакрученные, прогрессивные вещи приберечь на десерт. Нашлось место и фирменным хитам, построенным на сочетании неоклассики, высокого темпа и бешенной энергии. Это «Forever is Today» и, конечно же, великолепная «Blind», которая своим клавесинным вступлением отсылает нас к великой «Black Diamond» (с альбома «Visions»). Вообще, отсылок к славному прошлому тут полно, но это именно отсылки, а не самоплагиат, т.к. видно, что группа развивается, но при этом не забывает и о славном прошлом. Так при прослушивании «Winter Skies» мигом возникают в памяти зимние темы из предыдущих альбомов («Winter», «Before the Winter», «Land of Ice and Snow» – вообще, по объему «морозной» тематики “Стратам” впору соревноваться с Иммортал). Ну, а однозначно лучшая песня альбома – лиричная баллада «When Mountains Fall», сделана по той же формуле, что и эпохальная «Forever» и тоже чудо как хороша. А в другой балладе «Somehow Precious» дали развернуться Котипелто – песня будто взята с его последнего сольника. В общем, новый диск “Стратов” - самый разнообразный за всю историю группы, и почти каждый сможет здесь найти что-то своё. А самое главное, это всё тот же Stratovarius, который полюбили за альбомы «Visions» и «Episode». Группа пережила передряги с высоко поднятой головой, у неё наступила вторая молодость и она уверенно смотрит в будущее.