Шугейзинг (или Шугейз) (англ. shoegazing (shoegaze) — уставившийся на ботинки; от англ. shoe — ботинок и gaze — пристально смотреть, вглядываться) — один из жанров британского альтернативного рока (инди-рока), зародившийся в конце 80-ых. Термин был придуман журналистами британской музыкальной прессы NME и Melody Maker и описывал стиль поведения музыкантов во время живых выступлений, что изначально было чем-то вроде насмешки над нехаризматичными музыкантами, которые не устраивали красочных шоу, а наоборот вели себя отстраненно, пассивно и апатично. Они были сосредоточены на своей музыке и в течение всего выступления могли простоять на одном месте, уставившись взглядом куда-то в пол, это и создавало впечатление разглядывания собственных ботинок. На самом же деле музыканты смотрели вовсе не на ботинки, их внимание было поглощено многочисленными гитарными примочками, которые интенсивно использовались, так как музыка шугейзеров была довольно экспериментальной и переполнена всевозможными звуковыми эффектами. Именно поэтому, шугейз характеризовался не только визуальной манерой держаться на сцене, но и определенным звучанием, в основе которого лежал гитарный нойз с элементами дрим-попа. Звук был всецело громким и жестким с обилием эха, длинными гудящими рифами, волнами искажения и каскадами фидбэка, что создавало так называемую стену звука, в которой утопал вокал и мелодия. Множество гитарных партий накладывались одна на другую, что создавало эффект синтезаторного звучания, в котором практически невозможно было различить какие-либо инструменты.
История и влияние
Наибольшее влияние на жанр оказали группы с культового лейбла 4AD, исполнявшие дрим-поп и спейс-рок: известные группы The Jesus and Mary Chain, Cocteau Twins. Также следует учитывать влияние американской группы Sonic Youth и ранних The Cure, а одним из первых экспериментировать с гитарным саундом в плане нойзовых эффектов начал Джими Хендрикс. В Cocteau Twins на гитаре играл Робин Гатри, идеи которого (звуковые стены) нашли воплощение во многих его последующих проектах, таких как ранний Lush, где он выступал в качестве саундпродюсера, и Resplandor. В том же ключе разрабатывал эту тему Кевин Шилдс — основатель My Bloody Valentine, который и довёл её до практического воплощения.
Самые известные ранние шугейзинг-группы: Aarktica, Adorable, Black Tambourine, The Boo Radleys, Bowery Electric, The Brian Jonestown Massacre, Catherine Wheel, Chapterhouse, Curve, Th' Faith Healers, Flying Saucer Attack, Galaxie 500, Loop, Lush, Medicine, Moose, My Bloody Valentine, Nightblooms, Pale Saints, Ride, Secret Shine, Slowdive, Snowpony, Spiritualized, Spacemen 3, Swervedriver, The Telescopes, The Verve. Условно считается что шугейзинг появился в 1988 году с выпуском альбома Isn’t Anything группы My Bloody Valentine.
В данный момент жанр смешивается с разными стилями, в основном с дрим-поп и дроном. Из современных групп можно отметить: Air Formation, Airiel, Alcest, Alcian Blue, Amusement Parks on Fire, Asobi Seksu, Astrobrite, Autolux, Daphne Dawn, Fleeting Joys, The High Violets, Highspire, Jesu, Joensuu 1685, Luminous Orange, Malory, Maribel, Monster Movie, The National, The Pains of Being Pure at Heart, Pia Fraus, Pinkshinyultrablast, A Place to Bury Strangers, The Radio Dept., Resplandor, Salem, Sciflyer, Secrets of the Third Planet, Serena Maneesh, Skywave, Soundpool, Telltale, Tribes of the City, The Twilight Sad, Wild Nothing, Klimt 1918.
Распространение
Основным лейблом по продвижению нового стиля в Британии стал Creation Records во главе с Аланом Макги. Кроме Великобритании шугейзинг нигде особо не прижился, а в середине 1990-х стал исчезать и в Британии, уступая американскому гранжу и английскому брит-попу. Но в последнее время интерес к жанру возрождается с новой силой, как на родине, так и в США — многие группы используют модные шугейзерные эффекты в своей музыке, даже ветераны My Bloody Valentine объединились вновь в 2008 году для серии концертов и, возможно, записи нового альбома.
Наиболее значимые альбомы
The Boo Radleys — Ichabod & I (1990) Ride — Nowhere (1990) My Bloody Valentine — Loveless (1991) Chapterhouse — Whirlpool (1991) Curve — Doppelganger (1992) Verve — A Storm In Heaven (1993) Slowdive — Souvlaki (1993)