Американскую группу NOCTURNUS, несмотря на их давнишний распад, без сомнения, помнят и любят за два альбома, ставших шедеврами в масштабе не только death-сцены, но и современной музыки вообще. А недавно пришло ошеломляющее известие: гиганты вернулись! NOCTURNUS (название переводится с латыни как "ночной") начал свою деятельность в '88 году, в американском штате Флорида. В то время в этом "дэзовом рассаднике" расцветали такие коллективы, как DEATH, ATHEIST, OBITUARY: - впрочем, об этом и так сказано довольно много, так что не стоит повторяться. Самое первое творение ноктурнусов", демо '88 года, в наши дни стало, естественно, раритетом из раритетов, и судить о нем мы можем только по нескольким первым вещам с дебютного альбома, вышедшего в конце '89. Первый полноформатник The Key произвел в death metal эффект разорвавшейся бомбы. И было отчего! Прежде всего, поразили своей виртуозностью и обилием искрометных соло гитаристы группы - Майк Дэвис и Шон Мак Ненни. Причем сверхтехничность не только не помешала, но, напротив, только помогла стать альбому потрясающе энергичным. Однако высокая техника для американцев - явление обычное, а вот присутствие на The Key постоянного клавишника - это было действительно "слово" в death-метале: работа Луиса Панцера позволяет определить стиль альбома (приблизительно) как atmospheric cosmic techno death. Тут, кстати, можно сделать небольшое лирическое отступление о роли клавишных в экстремальной музыке вообще. Еще в середине '80-х они использовались классиками doom metal CANDLEMASS для придания саунду мрачности и таинственности. В отношении же трэша и особенно начинавшего разворачиваться дэза считалось, что всяческие "атмосферы" им противопоказаны. (Некоторые "трэшерз" из числа поклонников SLAYER/SEPULTURA и по сей день так считают). В ранних альбомах таких грандов, как CARCASS, ENTOMBED или OBITUARY, все-таки можно обнаружить единичные клавишные партии, но именно NOCTURNUS совершили революцию, постоянно применяя этот инструмент. А сейчас все уже привыкли к группам типа SADIST или CHILDREN OF BODOM; удивит скорее банда, не использующая синтезаторы вовсе. По-видимому, всё зависит в первую очередь от качества музыки, а не от используемых инструментов. Разве не великолепен был CARCASS - без клавишных? А чем хорош DIE APOКALYPTISCHEN REUTER - со множеством нетрадиционных инструментов? Вернемся, однако, к нашим отнюдь не баранам. Лирика The Key принадлежит в основном перу вокалиста/ударника Майка Браунинга и представляет собой своеобразный сплав сайенс-фикшн и сатанинской идеологии. (Остальные члены группы вроде бы не считают себя сатанистами.) Еще нужно отметить, что дебютный альбом разошелся солидным тиражом в 50.000 экземпляров, что, учитывая сложность содержания, было весьма неплохо… Дальнейший период в истории NOCTURNUS ознаменовался, кроме достижения мировой известности, серией скандальных (в идеологическом плане) интервью, а также перестановками в составе. На место старого басиста Джима Салливана пришел Эмо Моуэри (ex.-FALLEN IDOLS), а новым вокалистом стал Дэн Иззо из флоридской банды TORTURED SOUL, освободивший Browning-а для исполнения более навороченных партий ударных. На втором альбоме Thresholds (Пороги), вышедшем в '92 году, музыка стала еще более сложной и техничной, но восторгов, тем не менее, не убавилось. Диск предваряет интересное интро (идея взята из "Некрономикон"): на фоне завывания ветра эдакий "веселый голосок" (впечатлительным натурам слушать на ночь не рекомендуется) обращается к трем божествам погоды: Addu, Gibil и Luggaldimmerankia. Следующий затем материал мрачнее, чем на "The Key": гитары настроены гораздо ниже, наряду с очень сложными и быстрыми рифовыми конструкциями появились и медленные фрагменты, а дополняет дело таинственный клавишный бэкграунд неизменного Луиса Панцера. В лирике Thresholds произошел окончательный сдвиг к science fiction и различным "паранормальным явлениям". Например, в композиции "Tribal Vodoun" довольно подробно описывается деятельность культа вуду. Что же случилось после выхода "Порогов"? NOCTURNUS успели выпустить 10- минутный миньон на небольшой фирме, после чего пришло известие о распаде великой группы, многих, надо сказать, опечалившее: Впрочем, какое это сейчас имеет значение - ведь в уходящем году потерявшие надежду фэны неожиданно получили новейшее творение американцев - диск называется Ethereal Tomb. Нет смысла подробно описывать его содержание - знакомые с творчеством "ноктурнусов" и так постараются его приобрести, а остальных, будем надеяться, изрядно заинтриговала данная статья: В общем и целом - перед нами NOCTURNUS образца '92 года. Из отличий - чуть больший сдвиг в doom metal, настоящий дэзовый гроулинг, некоторое упрощение музыки, которое, впрочем, компенсируется заметно улучшившимся звучанием. Продюсер, кстати, всё тот же Том Моррис, зато с уходом Браунинга появился новый драммер Рик Биззаро, а Эио Моуэри теперь еще и на вокалах.
Дискография 1990 - The Key 1992 - Thresholds 1993 - Nocturnus 2000 - Ethereal Tomb 2003 - The Nocturnus Demos