Новая волна (англ. New Wave) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х годов и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Термин "Новая Волна" был достаточно противоречив. Сначала понятие класифицировало жанр рок-музыки начала 1970-ых таких групп, как Velvet Underground и New York Dolls. В статье в Melody Maker ноября 1976 г. Кэролайн Кун использовала термин Малкольма Макларена "Новая Волна", чтобы описать музыку групп, играющих не панк, но связанных с этой музыкальной сценой. К концу 1977 г. "Новая Волна" заменила "Панк" в качестве определения для новой независимой музыки в Великобритании. Происхождение и развитие
Сам термин появился в британской музыкальной прессе в 1977 году, — по аналогии с «новой волной» в кино, призванный, таким образом, определить новое направление рок-музыки, начатое панк-роком, из которого быстро развились новые жанры: от постпанка и синти-попа до инди-рока и евро-попа. Для жанров «новой волны» характерны короткие песни энергичного ритма (наследство панк-рока и рок-н-ролла), зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов (влияние Kraftwerk) при сохранении жёсткого звучания гитар. Общим для большинства групп «новой волны» было стремление к новаторству и развитию музыкальных технологий. Большое влияние на «новую волну» оказала ямайская музыка. Как следствие, в общую категорию «новой волны» можно отнести таких непохожих друг на друга исполнителей, как Devo, The Police, Talking Heads, Duran Duran, Public Image Limited, Depeche Mode, The Cure, Oingo Boingo, The Jam, Ultravox, Blondie, The Clash. Все они оказали определяющее влияние на танцевально-электронную музыку 1980-х годов, сформировав не только звучание десятилетия, но и его моду. Общий обзор
Определение "новая волна" — очень противоречивое и неодназначное — впервые стало циркулировать в cтатьях музыкальных критиков Ника Кента и Дэйва Марша для определения музыкального жанра, в котором работали такие нью-йоркские группы, как Velvet Underground и New York Dolls. Более употребительным стало в 1976 году в некоторых панк-фэнзинах. В ноябре 1976 года Кэролин Кун в своей статье использовала этот термин, — с подачи Малкольма Макларена — чтобы классифицировать группы играющие не совсем панк-рок, но вышедшие из панк-среды. Термин был использован в этом же смысле музыкальным журналистом Чарльзом Шааром Мюрреем в его коментариях по поводу группы The Boomtown Rats. В период с 1976 по 1977 определения "панк" и "новая волна" были взаимозаменяемыми. К концу 1977 возобладал термин "новая волна" для описания новой андерграундной музыки в Великобритании.
В Соединенных Штатах звукозаписывающей фирме Sire Records нужно было как-то обозначить стиль групп, которые часто выступали в клубе CBGB и недавно подписали с ней контракт. Так как консультанты посоветовали не использовать слово "панк", не считая его серьезным, остановились на термине "новая волна". Следует все же заметить, что первоначально этим термином в США обозначались британские панк-группы. Начиная с декабря 1976 года журналисты The New York Rocker, которые недолюбливали панк-рок, с энтузиазмом ухватились за новый термин, применяя его к стилю групп The Ramones и Talking Heads. Историк музыки Вернон Джойнсон утверждает, что "новая волна" "накатила" на Великобританию в конце 1976 года, когда многие группы начали отстраняться от панка. Музыка, которая последовала за анархическим этосом гаражных групп а-ля Sex Pistols, cтановилась более экспериментальной и разнообразной. Чтобы было лучше понятно, что собой представляла британская "новая волна" в самом начале, достаточно упомянуть таких музыкантов паб-рок-сцены, как Ian Dury, Nick Lowe, Eddie and the Hot Rods и Dr. Feelgood; а также — согласно Allmusic — "рассерженных интелегентных" поэтов-исполнителей таких, как Elvis Costello, Joe Jackson и Graham Parker. В США к первым "нововолновым" группам относятся Talking Heads, Mink DeVille и Blondie. В сборнике 1977 года под названием New Wave, вышедшем на фирме Phonogram Records, были представленны Dead Boys, Ramones, Talking Heads и The Runaways. "Пауэр-поп" — жанр, который возник еще до появления панка, в конце 70-х стал ассоциироваться с "новой волной", так как короткие запоминающиеся песни пауэр-поп-групп хорошо соответствовали духу времени. The Romantics, The Records, The Motors, Cheap Trick, 20/20 и The Knack были самыми успешными представителями этого жанра. Оживление ска усилиями The Specials, Madness и The Beat/English Beat добавило юмора и танцевального бита. Влияние «новой волны» на музыку в СССР
В СССР в 1980-х годах произошёл расцвет советского рок-движения, и множество рок-групп тогда играли музыку, если не являющуюся «новой волной» в западном понимании этого термина, то, по крайней мере, очень насыщенную её элементами. Огромный вклад и значительный толчок первоначальному развитию «новой волны» в СССР внесла московская рок-группа Карнавал, затем - образовавшийся от нее Динамик, после чего эстафету «новой волны» подхватили группы Альянс, Центр, Рондо (с Михаилом Литвиным). Основными центрами популяризации «новой волны» в СССР были Ленинград, а позже Свердловск. Самые известные группы, представлявшие это направление: Кино, Аквариум, Центр, Телевизор, Nautilus Pompilius (периода 1982—1988), Алиса (первый альбом «Энергия»), Оберманекен, Николай Коперник, а также композитор Юрий Чернавский. После периода расцвета
К концу 1980-х годов большинство групп «новой волны» конца 1970-х либо прекратили своё существование, либо разработали своё собственное звучание, порывающее с прежними приёмами. При этом появились новые коллективы, как правило, из континентальной Европы, которые успешно стали использовать арсенал технологических и мелодических находок «новой волны» (особенно жанра синти-поп и hi energy): Alphaville, Camouflage, a-ha, Mecano и др.
На рубеже столетий, одновременно с возрождением моды 1980-ых, «новая волна» обрела новую популярность, вернее, лишь один из жанров этого направления — электроклэш (группы Ladytron, Client, альбомы Мадонны).
|