Дожили. Метал-оперы докатились до нашей бренной земли, и у нас завелась своя доморощенная Авантазия. Впрочем, идея создания русскоязычной металлической оперы витала в воздухе уже очень давно, поскольку в последние годы появилось немало отличных исполнителей в области хэви-металла и спидопауэра, эксплуатирующих великий и могучий наш русский язык. Если раньше можно было по пальцам пересчитать грандов кириллического тяжеляка (Ария, Легион, Чёрный обелиск, Чёрный Кофе и т.п.), то в последнее время "прорвало", и народ потянулся к песенкам на родном и понятном диалекте. Да и, собственно, какой кайф слушать непонятные английские слова, исполненные с жутким акцентом, да еще и написанные с точки зрения любого англичанина весьма и весьма косолапо? О том, что наши музыканты загорелись делать собственную оперу, я узнал довольно давно, но меня сей факт навел на глубокий скепсис, поскольку если в нашей стране технически сложно записать рядовой металлический альбом, то что говорить об опере, где не обойтись без многоголосья, оркестровых аранжировок, различного рода сэмплов и прочих звуковых хитростей. Гитарист Юрий Мелисов из группы Эпидемия решил, что сил и возможностей хватит для того, чтобы осуществить подобный дерзкий шаг. И, почесав свою талантливую репу, засел сочинять материал для будущего шедевра, который должен был бы перевернуть российскую металлическую сцену и произвести настоящий фурор. Самая первая непростая задача – придумать грамотное либретто, которое имело бы более-менее законченный сюжет, интересные повествования и равномерное распределение по ролям. Хорошо, что учиться было у кого: обе части замметовской оперы Avantasia – не только прекрасный образец для подражания, но и отличный источник для вдохновения. Разумеется, сюжетная канва "Эльфийской Рукописи" выполнена в модном нынче жанре фэнтэзи, дело происходит в некоей вымышленной стране Энии, хотя временами можно обнаружить отсылы к более известным мирам Толкиена, Муркока и Dragonlance. Второй важный и не менее трудоемкий шаг – уместить стихотворные формы в рамках заданных сюжетных линий и распределить их по степени значимости (где припевы, где куплеты, а где просто ответвления). Надо признать, что и с этой задачей Юрий справился на отлично: тексты не выглядят глупыми, почти не содержат ляпов и воспринимаются как единое целое. Далее предстояли самые значимые этапы сотворения: подбор музыкантов и вокалистов, репетиции и запись материала. С музыкантами проблем не было – все партии исполняли участники Эпидемии, лишь на мандолине разок сыграл Владимир Холстинин, а Вячелав Молчанов слабал парочку соляков. Что до вокальных партий, то роли распределились между семерыми певцами российского тяжмета. Главную партию полуэльфа Дэзмонда, присутствующую практически во всех песнях, спел Максим Самосват, не так давно занявший место за микрофонной стойкой Эпидемии. Его голос звучит уверенно, чисто и мощно, чувствуется влияние Тобиаса Заммета и Тимо Котипелто. Второй по значимости вокализ мага Идриса нарулил Артур Беркут, и надо признать, что его голос смотрится здесь намного уместнее, чем при попытках исполнить старые арийские песни "под Кипелова". Злодея Деймоса озвучил Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска, чем вызвал у меня щемящее чувство тяжелой утраты Толика Крупного: настолько похоже в крупновской манере поет Борисенков, и его хрипловатый вокал как нельзя лучше подходит для злобного дядьки вроде Деймоса. Друг полуэльфа по имени Торвальд обзавелся голосом Андрея Лобашева из Arida Vortex, и голос этот звучит не менее ярко, чем у главного персонажа. Самым занятным оказался рык дракона Ская: его воспроизвел главный металлический хохмач Кирилл Немоляев, и его грязноватый гроулинг показался мне идеальным для озвучивания всевозможных драконов и прочих троллей. Трактирщику достался голос Лекса Плотникова из Мастера. Ну а партии принцессы Алатиэль спела неизвестная доселе Анастасия Чеботарева. Спела не ахти как, но вполне сносно. Короче говоря, партии были распределены весьма удачно. Что касаемо собственно музыки, то здесь нет никаких откровений, явных находок и оригинальных решений. По сути "Эльфийская Рукопись" – банальная калька с Avatasia и других метал-опер рангом пониже (с некоторым уклоном в область хэви в духе Iron Maiden или Арии). Но копия эта очень сильная и качественная. Зная о бешеной популярности пауэр-металлических актов подобного характера в нашей стране, можно легко предположить, что "Рукопись" найдет огромное число поклонников, и вторая часть будет ожидаться с немалым нетерпением. Хотелось бы отметить великолепный уровень записи, отличное сведение и почти европейское звучание инструментов. Если бы не русскоязычная лирика, неприемлемая пока для западного слушателя, то "Эльфийскую Рукопись" можно было бы смело запускать в страны Европейского Союза – схавали бы не хуже той же "Авантазии". Пожалуй, это лучшая запись, сделанная на "Ария Рекордз", даже альбомы самой Арии не звучали так убедительно и сочно. Стоит непременно послушать "Час Испытания", "Пройди Свой Путь", "На Пороге Ада", "Магия и Меч" и роскошную балладу "Романс о Слезе". К минусам можно отнести лишь вторичность и неоригинальность материала, некоторую однообразность и не особо хорошую запоминаемость мелодий (удел всех рок-опер), невнятную обложку и кое-какие мелкие ляпы в текстах и вокальных партиях. Если ко второй части этого творения все эти недочеты будут исправлены, если появится хоть какая-то доля прогрессивности и неожиданности, если обложка будет отражать смысл происходящего, а вокалисты более душевно начнут отдаваться своим ролям, то можно будет без лишнего апломба говорить, что перед нами истинный шедевр, самое лучшее металлическое произведение в российском металле всех времен. В любом случае, первую часть "Рукописи" необходимо иметь всем русскоговорящим металлистам страны, в этом я уверен на все сто.
|