Грув-метал (от англ. groove — ритм) — поджанр трэш-метала, который принял свою настоящую форму в 1990-е годы. Кроме трэш-метала, грув-метал сочетает в себе такие музыкальные жанры 1980-х гг., как хэви-метал, хардкор, и дэт-метал. В основном же грув-метал представляет из себя синтез нью скул хардкора и трэш-метала. В таких альбомах, как «Slaughter in the Vatican» Exhorder'а, «Cowboys from Hell» Pantera'ы, «Arise» Sepultura'ы и «We Are the Dead» группы Artillery в трэш уже были включены грувовые риффы. В таких альбомах, как «The Law» Exhorder'а, «Vulgar Display of Power» Pantera'ы, «Chaos A.D.» Sepultura'ы, «La Sexorcisto: Devil Music, Vol. 1» группы White Zombie,«I Hear Black» группы Overkill и «Burn My Eyes» группы Machine Head грув-метал принял свою чистую форму.
Черты жанра
Грув-металлические группы имеют тенденцию использовать среднетемповые трэшевые риффы, при этом сосредотачиваясь на тяжести и ритмичном синкопировании. Обычно гитаристы играют низкочастотные пауэр-аккорды и соло на средних ладах, применяя технику палм-мутинга (глушение струн ладонью). Тон может быть описан как густой с повышенными басамм, обычно с резким искажением. Для получения такого звучания используются в основном п/п усилители, хотя и ламповые используются нередко. Как и в большинстве других стилей металла, в грув-метале басовые линии обычно вторят риффам ритм-гитары, но иногда используются как введения в гитарный рифф или как интермедии, когда риффы гитары не акцентированы. Повсеместно используется дисторшированный бас. В вокальных партиях встречаются трэш-металлические выкрики, хриплый хардкоровый ор и чистое пение. В грувовых ударных типично применение двух бас-бочек, с акцентом на волнообразном их использовании, а не на скоростных басовых перестуках и бластбитах, используемых в экстремальных металлических стилях. Для некоторых групп (той же Meshuggah) типичны необычные музыкальные размеры и полиритмика, обычно эти ансамбли сильно смещают акцент в сторону частой смены ритма.
Грув и cмежные стили
Nu Metal
Некоторые грув-металлические группы имели заметное влияние на ансабли, играющие ню-метал, в свою очередь последние переняли многие элементы грува, включая использование низконастроенных гитар, грувовые риффы и отношение к лирике (яркий пример – Mudvayne). Некоторые группы вроде Machine Head немного экспериментировали с ню-металом в конце 90ых и в начале 2000ых. Machine Head являются отличным примером группы, сочетающей грув-метал с элементами хип-хопа.
Sludge Metal
Многие из сладжевых групп по звучанию напоминают грув-метал, так как многие используют низкочастотные пауэр аккорды в сочетании со среднетемповым или медленным исполнением, хотя сладж-метал в общем рассмотрении более медленный и минималистичный стиль, нежели грув. Однако, сладж как стиль появился раньше, вследствие чего имеет большее влияние хардкор панка, нежели трэш-метала. У многих грувовых команд вроде Pantera прослеживается заметное влияние сладжа.
Metalcore
Стиль риффинга многих металкоровых команд также имеет некоторую схожесть с грувом, а некоторые группы, такие как Lamb of God и Chimaira, часто считаются представителями обоих стилей. Обе группы выпускали альбомы в то время, когда металкор достиг пика своей популярности в начале 2000ых, при этом ярко заметен хардкоровый и даже дэт-металлический тип вокала, но все же их музыкальный стиль и гитарный риффинг намного ближе к груву, нежели у большинства других металкоровых команд.
Исполнители
2 Ton Predator A.N.I.M.A.L. Betzefer Byzantine Chimaira (альбом Resurrection) Dagoba Disciple (США (Maryville, Теннесси) Exhorder Godsmack (альбом Awake, некоторые песни с других альбомов) Lamb of God Machine Head (США) Pantera Pissing Razors Prong Pro-Pain Sepultura Soulfly (не все творчество) White Zombie Devildriver