Дэт-метал (также дэс-метал; англ. death metal, от death — «смерть») — одно из экстремальных направлений метала. Дэт-метал возник в 80-е и ранние 90-е годы в США (в первую очередь в штатах Флорида и Калифорния), Европе (Великобритания и Швеция) и Канаде. Дэт-метал, как и большинство поджанров метала, трудно поддаётся определению и классификации. Некоторые музыканты и поклонники метала имеют собственное представление о жанре и его поджанрах. Другие считают такую категоризацию ограничивающей и бесполезной. Часто можно отметить пересечение одного направления дэт-метала с другими, а также влияние «неметаллических» жанров. Дэт-метал обычно характеризуется крайней степенью жёсткости, интенсивности и скорости в музыке. Дэт-метал известен своей неровной сменой музыкального темпа и размера, чрезвычайно быстрой и сложной гитарной игрой и двойными басовыми барабанными партиями. Типично использование бласт-бита для добавления звуку мощи. Большинство групп используют заниженный и искажённый гитарный звук. Обычно используются две гитары, которые одновременно выполняют роли ведущей и ритм-гитары. Используются также заниженные и иногда искажённые бас-гитары. Некоторые группы, например Septic Flesh, добавляют звук синтезатора и других инструментов. Считается, что из всех подстилей метала, дэт-метал наиболее труден для исполнения музыкантами в физическом плане. В начале развития дэт-метал характеризовался простой композиционной структурой и небогатым мелодизмом, но в дальнейшем в процессе развития стиля и в процессе слияния с другими музыкальными жанрами музыка усложнялась. В настоящее время у групп, играющих дэт-метал, нередко можно услышать сложные и для исполнения, и для восприятия композиции. В вокале характерно использование специфического мужского рыка (гроулинга), который часто превращает слова песни в малопонятное «звериное» рычание. Для получения такого эффекта голос певца часто обрабатывается компьютером или гармонайзером, но особым уважением среди музыкантов и поклонников стиля пользуются вокалисты, «рычащие» без использования вспомогательных средств. Тематика песен обычно связана с мрачной и темной стороной жизни людей. Сюжет песен некоторых групп связан с фильмами ужасов, например, раннее творчество Death, Cannibal Corpse, Mortician. Ориентация на тему смерти и экстремальная природа музыки скорее всего и породили название жанра. Постепенно тематика текстов песен заметно расширилась, появилась футуристическая (Nocturnus) и сатанинская (Acheron) лирика, и, что немаловажно, социальная, направленная на искоренение недостатков общества потребления или просто описательного свойства. Социальные проблемы зачастую поднимаются группами в интервью. К группам, исполняющим наиболее типичный, «в чистом виде» дэт-метал можно отнести Death («Spiritual Healing», 1990), Obituary («Cause Of Death», 1990), Morbid Angel («Altars Of Madness», 1990). Ко флоридскому направлению дэт-метала можно отнести такие группы как Deicide, Monstrosity, Obituary, Brutality, Death и др. Следует также учесть и такое ответвление дэт-музыки, как дэт-джаз. Типичными исполнителями этого стиля являются группы Atheist и Cynic, которые играли в начале 90-х годов прошлого века. Многие любители тяжёлой рок музыки считают этот стиль наиболее целостным из всех т. н. «прогрессивных» рок стилей — то есть полученных путём слияния нескольких музыкальных направлений. Развитие «в чистом виде» дэт-метала можно проследить по альбомам группы Death. По одной из версий, сам стиль получил своё название в честь этой группы, а основателя её, Чака Шульдинера (Charles "Evil Chuck" Schuldiner — соло-гитара, вокал групп Death и Control Denied), называют крёстным отцом стиля. Влияние дэт-джаза на творчество этой группы станет более очевидным, если принять во внимание то, что в создании знаменитого альбома «Human» принимали участие два музыканта из Cynic, а также можно заметить некоторое сходство между последним альбомом Death «The Sound Of Perseverance» и музыкой группы Atheist. Также нельзя не отметить использование безладовой бас-гитары, что характерно для джаза, но не для метала. Басовые партии в этот период творчества Death исполнял Стив ДиДжорджио (Steve DiGiorgio). Alternative Death Metal Явление, возникшее далеко не сразу после развития стиля. Первые 5-7 лет почти все члены групп в один голос заявляли о своей полной привязанности к экстремальной музыке и никаких компромиссов не предвиделось (попробуйте почитать любые интервью 1990-1992 гг). Однако, законы коммерческого развития неумолимо потребовали к 1996-1997 гг. от групп облегчаться и становиться более доступными,если они вообще хотели сохраниться и существовать, зарабатывая на жизнь музыкой. Поэтому, неизбежно, death metal должен был сливаться с другими стилями, в частности, с альтернативной музыкой. Конкретных примеров этого пока немного, не несомненно то, что в ближайшее время мы станем свидетелями резкого роста числа групп, сочетающих дэтовые гитары с альтернативным подходом к творчесвту и нежеланием оставаться в мире андерграунда. Вопрос состоит только в том, насколько изящно каждая группа может решить для себя вопрос о переходе на более лекгий саунд. Например, у PHLEBOTOMIZED, MORGOTH или AMORPHIS это получилось очень логично и оправданно, а у ENTOMBED не очень. Отрицательных примернов ждать осталось совсем немного, поверьте мне. Angry Death Metal Еще одна разновидность, появившаяся примерно в 1994 -1995 гг, когда наиболее передовые группы почувствовали первые признаки кризиса стиля и в поисках выхода из него обратили внимание на новый звук angry-групп (PANTERA, MACHINE HEAD и не только их). В результате, сначала получался более монотонный death metal (альбомы GRAVE'94 или LISA GIVES HEAD). но со временм почти все шведские death metal группы перешли на подобный саунд (GRAVE'96, ARCH ENEMY'96, DAEMON'96, DISMEMBER и др.), а в итоге получилась новая агрессивная форма death metal. Atmospheric Death Metal После того, как термин "atmospheric" стал очень популярным в 1995-1996 гг, его налево и направо стали использовать все группы для описания своих работ, на самом деле настоящей атмосферности не так уж и много, и первое, что приходит в голову, это группы, располагающиеся на границе с doom - DARK MILLENIUM, ON THORNS I LAY и SEPTIC FLESH. Вряд ли этот подраздел имеет четкие границы и какое-то особое право на существование. Скорее это просто модная рекламная приставка. Avantgarde Death Metal Ooops! Конечно, всегда есть передовой край! В стиле death metal передовой край - это PAN.THY.MONIUM (проект, созданный членами Dan Swano и EDGE OF SANITY) и OXIPLEGATZ (ex - AT THE GATES member). Взламывать рамки стиля, в то же время используя дэтовое звучание гитар, очень приятно для музыкантов и всегда интересно для слушателей. Эксперименты будут продолжаться! Black Death Metal В связи с ростом спроса на black metal, появилаясь, разумеется и смесь этих двух стилей. Часто опиарется на старые традиции NWOBHM. Интересен тот факт, что в последнее время за такой музыкой укрепился термин NWOSBM (New Wave of Sweden Black Metal), который на мой взгляд весьма точно характеризует его рамки. Это название подходит во-первых потому, что оно сходно с названием NWOBHM (New Wave Of British Heavy Metal), а именно это направление и воодушевляет лучшие группы death/black, а кроме того, оно значительно отделяет его представительей от основной массы death и идфсл групп. Характерным (и наиболее успешным) примером может служить группа Behemoth. Brutal Death Metal Весьма почитаемая многими поклонниками форма стиля. Ее характерные особенности - еще большая жестокость выразительных средств (более рыковый вокал, часто пропущенный через гармонайзер) и более напористая ритм-секция (часто с акцентом на лязгающей бас-гитаре). Скорости в данном случае различные - от средней до быстрой. Особого отличия в тематике лирики нет. Зародился почти одновременно с классическими формами, и тоже в Америке, которая до сих пор остается самым крупным поставщиком брутальных актов на мировой рынок. Характерные примеры - BRUTALITY и BANISHED. Кроме того поддержку фэнов сразу получили SINISTER из Голландии или BROKEN HOPE (Иллинойз). Death'N'Roll Дэт-н-Ролл (Death 'n' roll) — термин, используемый для описания дэт-метал групп, которые включают элементы панк-рока, хард-рока и рок-н-ролла в свою музыку. Это образует некий отдельный стиль, который трудно причислить к другим подвидам дэта. Типичными примерами являются Entombed и Gorefest (ранний),а также the Crown. Таким образом достигается эффект «рок-н-ролльного звучания» с привычными для дэта эффектами, такими как: двойной большой барабан, вокал гроулинг, и специфически настроенные гитары, с рок-н-ролльными риффами. Направление последнего времени, звучание которого разработано группой Carcass, начиная с альбома 1993 года (Heartwork) и до Swansong (1996). Весьма мелодичный и не тяжёлый саунд с запоминающимися партиями, основанный на традициях NWOBHM был сразу подхвачен Dominus и Dearly Beheaded, и несомненно, вскоре появились ещё подобные группы. Doom Death Metal Cинтез двух вполне определенных стилистик. Трактуется как замедленный death или убыстренный doom. Обратите свое внимание на AMORPHIS (1992-1994), LAKE OF TEARS 1994, TIAMAT 1991, CREMATORY 1993-1994. Grindcore/Death Metal На мой взгляд, наиболее чистым представителем этого стиля является альбом CARCASS 1991 (Necroticism Descanting the insalubrius) , когда CARCASS уже отошли от ультимативного грайндового звука, но не стали звучать как ординарная death-группа. К тому же, этот альбом сам по себе является настоящим бриллиантом в истории развития экстремальной музыки и настоятельно рекомендуется к прослушиванию. Из любопытных групп, смешивающих death & grind, можно назвать NECRONY (1993-1994), хотя, честно говоря, эта группа полностью воспроизводит идеи CARCASS. Industrial Death Metal Я бы посоветовал вам отличать этот стиль от angry death metal, хотя почти везде все это смешивается о одну кучу. Характерным примером для вас могут указать FEAR FACTORY, но я бы разделил все это новое напрвление на два - жесткий angry death и более спокойный, но более чисто индустриальный death industrial, который представлен, например, OVERFLASH (только первый альбом 1993-го года) или INCUBATOR. Jazz Death Metal Всего несколько групп представляют это суб-направление. Сначала это был только ATHEIST, который за свою приверженность к джазовым партиям часто попадал в раздел techno thrash (это справедливо). Участники группы любили заявлять о том, что только они являются представителями джаза в экстремальной музыке, и что только они могут получить истинное удовольствие от посещения джазового концерта. Однако, скромно себе работая , в Австралии, группа ALCHEMIST превнесла свою лепту, используя джазовые гитарные партии (в отличии от ATHEIST, которые делали акцент на бас). Проблема в том, что несмотря на откровенную привлекательность и жизнеспособность данного ответвления стиля, многие музыканты практически не могут работать в нем, не обладая достаточными знаниями в области композиции и джазовой техникой. Neo Brutal Death Metal Направление, возникшее буквально в самое последнее время. Помимо всех основных черт, присущих techno brutal, они привлекают в свою музыку самые различные элементы из большого числа пограничных стилей (doom-фрагменты, альтернативные куски, атмосферные и пр.). Ярким примером такого саунда я бы назвал последние работы KONKHRA, которые привлекают готику. NWOBHM Death Metal У этого направления не много представителей (XYSMA, MANOS, PAKENI, SENTENED). Эти группы сочетают увлечение death metal и старыми фишками NWOBHM (New Wave Of British Heavy Metal). Постепенно, они отходят от экстремальных направлений, если вообще, они когда-то им принадлежали. Psycho Death Metal Разновидность, которую вы не найдете нигде. Ее особенностью является своеобразное VOIVOD-овское звучание гитар, и их влияние которое вы можете услышать у MORGOTH 1993-1996 и KORPSE (английских) или GLACIAL FEAR. Такая настройка привносит в стиль потрясающий психо-эффект! Услышать 100%-й психо звук можно в композиции Set The World On Fire (у трэшевиков ANNIHILATOR) до и после этой фразы в припеве. Satanic Death Metal Вполне ожидаемое в свое время направление, основанное на увлечении некоторых американцев своеобразным "американским" сатанизмом (Церковь Сатаны). Почти ничем не отличается от обычного американского death metal, может быть только еще более отчетливой ритм-секцией у DEICIDE, которые и являются лидером этого направления, а Глен Бентон - идеологом американского музыкального сатанизма. Отличия от других разновидностей только в текстовой направленности (дьявол-сатана и прочие инфантильные увлечения). Помимо DEICIDE сюда же можно отнести ACHERON и INFESTDEAD (нарочито воспроизводящий DEICIDE-овское звучание очередной проект Dan Swano с сатанинской лирикой). Technical Brutal Death Metal После 2-3 лет развития брутального направления неизбежно появились коллективы, которые считали, что недостаточно играть просто очень тяжело. Надо играть еще и очень технично и разнообразно. Лучшими на сегодняшний момент в этом направлении являются, на мой взгляд, DYING FETUS, PYREXIA и INTERNAL BLEEDING - хитрые, переплетенные партии и неумолимая жестокость - основные черты этой разновидности стиля, который совершенсвуется день ото дня. Technical Death Metal Высоко техническое направление внутри death metal - движения. Характеризуется непрестанным поиском нового и интересного. Зачастую музыкантам тесно в рамках упрощенных структур death metal, поэтому они привлекают всевозможные технические ухищрения (ломаные ритмы, синтез с другими стилями, необычный микс и привлечение дополнительных инструментов (как это было с NOCTURNUS в 1990, когда они добавили в свое звучание клавишные). CYNIC применили новую индустриализированную форму вокала, пропущенную через примочки, ATHEIST использовали джазовый бас и так далее. Человек, послушавший традиционные формы несколько лет, невольно обращается к творчеству именно таких групп, число которых растет постоянно. Thrash Death Metal Первый этап развития death metal, когда группам не хватало мощи (или желания) стать настоящими дэтстерами, поэтому их саунд получался очень жестким и тяжелым thrash'ем или недоделанным death'ом. Характерные примеры - MASTER Пола Спекмана (первоначальный саунд), WARPATH / ALTAR, HELLWITCH, христианские австралийцы MORTIFICATION. Особых перспектив у стиля лично я не вижу, хотя поклонников его у нас в стране хватает.
|