Прогрессив-металл (иногда название сокращают до прогрессива) – пожалуй, самое интеллектуальное направление в современной тяжелой музыке, явный антипод такого музыкального стиля, как панк-рок. Если прослеживать всю историю прогрессива, то корни его теряются в далеких шестидесятых годах XX века, когда только-только поднимала свою голову думающая молодежь, из рядов которой вышли признанные мастера психоделии и арт-рока – Procol Harum, Moody Blues, Atomic Rooster, Nice, Pink Floyd (замечу сразу – эти группы правильнее относить все же к арт-року, нежели к прогрессиву, поскольку последний термин сугубо американский, и в британском арт-роке есть довольно много различий с американским прогрессивом; так что правильнее, на мой взгляд, именовать старые команды типа Procol Harum или ELP именно арт-роком, а не прогрессивом). Тогда молодежь (не в пример сегодняшней!) хотела и могла думать о чем-то возвышенном, философском и представлять все это в виде музыки. Ее, эту музыку, и сегодня воспринимать достаточно непросто, а по тем временам это было что-то из ряда вон выходящее, тем более, что наступала эпоха рок-н-ролла, на большой сцене правили бал великие «Битлз». И, тем не менее, арт-рок, как музыкальный жанр, не растаял среди всего этого, а все совершенствовался и совершенствовался. Шли годы, сменялись поколения, профессионализм музыкантов, исполнявших арт-рок, рос с каждым днем – достаточно вспомнить такие великие имена, как Кит Эмерсон, Питер Хэммилл, Роберт Фрипп. Уже тогда в музыке арт-рокеров оформились те характерные особенности, которые потом плавно перешли в прогрессив – некая «заумность» текстов, сонатность и концептуальность композиций и альбомов, использование богатого арсенала классической музыки, джаза, фольклора, авангарда и этнической музыки. Но этот оформившийся арт-рок отличало от его прото-форм то, что музыканты творили с ясным сознанием, а не летали где-то далеко за облаками, накачанные галлюциногенами (характерный тому пример – Джим Моррисон из Doors и Сид Барретт из ранних Pink Floyd). Музыка становилась более академичной, более совершенной, но время арта постепенно уходило. На сцене появились новые герои в лице Sex Pistols и им подобных – наступала эпоха панк-рока. Новое поколение "выбрало Пепси", что вызвало ответную реакцию определенной его части в виде неожиданно нагрянувшей "панк-революции". Собственно говоря, неожиданно для себя вошедшие в моду панки тоже не представляли себе, во что выльются их безобразия. А вылились они вот во что: Быстро сообразив, что на новой модной музыке можно легко и хорошо заработать (благо, себестоимость невысока, а коммерческая отдача хорошая): толпы макларенов рыскали по кабакам, трущобам и помойкам в поисках очередных джонироттенов. Наспех обучив их кое-как "лабать" и хорошенько поработав с ними по части имиджа, макларены отправляли их на заработки, а публика съедала все это с превеликим удовольствием. Критики, еще вчера певшие дифирамбы YES и GENESIS, бросились наперебой хвалить новые веяния, посмеиваясь над прежними "заумными псевдо-интеллектуалами", и "в приличном обществе" стало как-то даже неудобно сознаваться в своей привязанности к академическому року. В результате действительно талантливые музыканты (те же SEX PISTOLS, например) оказались буквально затоптаны толпой раскрученных бездарей, быстро дискредитировавших панк-рок как направление, и всего через каких-то два-три года мода стала спадать. К сожалению, на британской прогрессивной рок-сцене тех лет подобных всплесков больше не наблюдалось. Арт-рок-движение к началу восьмидесятых окончательно сникло и коммерциализировалось. Последнее время стало очень модно рассуждать о причинах этому способствовавших, так что давайте и мы, не отставая от моды, порассуждаем на эту тему. Среди одной из основных причин сами музыканты называют то, что в середине семидесятых на большинстве радиостанций были введены стандарты, ограничивающие время звучания композиций, передаваемых в эфир, тремя-четырьмя минутами. Такие группы, как YES, CAMEL, GENESIS… с их сложными монументальными многочастными композициями просто не могли вписаться в столь узкие рамки и вынуждены были либо упрощать и укорачивать свои произведения, либо уйти из радио-эфира. Наверняка это в значительной степени способствовало "вымиранию арт-рок-динозавров", но считать это основной причиной их гибели не следует, ведь и хард-рок, и блюз, вполне в этот стандарт вписывавшиеся, находились в том же плачевном состоянии. Скорее всего, собака зарыта гораздо глубже. Возможно, к концу десятилетия в рамках этого стиля были сделаны уже почти все возможные открытия (вторичность современного "прогрессива" тому яркое свидетельство). А музыканты, привыкшие экспериментировать и идти вперед (или в сторону, но главное – идти, и назад не сворачивать), не желали топтаться на месте и были сильно дезориентированы и подавлены, не понимая, куда им двигаться дальше. Резко перестроиться "в духе времени" и плыть по течению они не могли, а становиться респектабельными джентльменами, интеллектуально музицирующими в свободное то занятия бизнесом время, не хотели. Но главной причиной стало кардинальное изменение вкусов и потребностей аудитории. Ничего не поделаешь, у каждого поколения свои герои. Студенческая аудитория, на которой в основном и держался прогрессивный рок, резко расслоилась. Окончательно увядшее движение "детей цветов" и давно забытые и отправленные в утиль большей частью молодежи битники уже не подпитывали арт-рок-движение идеологически, и всепоглощающая "Американская Мечта" с ее основными ценностями - "семья, работа, карьера" все больше и больше овладевала массами, что заметно способствовало выходу на передний план героев дискотек. Прежние герои, стремящиеся "изменить мир: своей музыкой" казались уже смешными донкихотами, если не нелепыми лицемерами. Панки тоже отвергли эстетику академического рока, и их музыка, во многом была возвращением к архаичному рок-н-роллу в его маргинальной форме. Новый лозунг панков "Я ненавижу Пинк Флойд" очень напоминал прежнее стебалово "Roll Over Beethoven", и их презрение к арт-року как к олицетворению "лицемерной буржуазной морали" очень напоминало отношение к классической музыке первых рок-н-ролльщиков. Слово "бунт" опять сделалось ключевым в роке и если арт бунтовал против хамства и невежества, то новое поколение "борцов" сделало хамство и невежество своим "орудием пролетариата" - главным оружием в борьбе не "за", а "против". Против чего? А хрен его знает, главное против! В конце концов, "бунтовать" таким образом, быстро надоедает, и вскоре уже довольно значительная их часть превратилась в обычных неперебесившихся юношей, просто играющих в панков по вечерам, после институтских лекций, или рабочего дня, спокойно проведенного в конторах и офисах. И эта тенденция вскоре стала доминирующей. Вот такой расслоенной и не знающей куда податься, застали британскую аудиторию восьмидесятые. Но вскоре ей очень четко и доходчиво объяснили, куда надо двигаться, и какой должна быть настоящая музыка. В восьмидесятые тон прогрессиву задавали такие команды, как Asia, Marillion, IQ, но по существу это были клоны двух самых именитых арт-рок-групп Genesis и Yes. Нельзя сказать, что они попросту копировали «старичков», у них были интересные новаторские моменты, музыка этих групп несколько утяжелилась по сравнению с «оригиналом», но и их ждала та же участь – опопсение…. К тому времени начинает зарождаться такое направление современной тяжелой музыки, как металл. В начале 80-х «Металлика» выпускает свои первые альбомы, по праву считающиеся основой основ современного трэша; в 1981 году выходит дебютный альбом пионеров блэк-металла, англичан Venom. Как грибы после дождя, тут и там возникают новые группы и новые музыкальные течения – дэт, дум, готика и т. п. И можно сказать наверняка, что современный прогрессив-металл впитал в себя все лучшие черты, присущие классическому академическому арт-року и некоторым направлениям тяжмета. А иногда происходит обратное (к примеру, у Cynic, Atheist): металлические группы доводят технику игры до уровня, сравнимого с уровнем игры прог-роковых команд. В основном же, большинство прогрессив-металлистов сегодня сумели найти баланс между навороченностью и мелодией, оставаясь при этом верными своим идеалам. Таковы американцы Dream Theater (самая влиятельная прог-металлическая команда на сегодняшний день) и сайд-проекты бывших и нынешних участников группы (OSI, Planet X, Platypus, Liquid Tension Experiment, Mullmuzzler), Symphony X, Fates Warning, Queensryche, Savatage, Trans-Siberian Orchestra, шведы Pain Of Salvation, австрийцы Edenbridge (хотя и не в чистом виде). Но все же большинство из них крайне неслушабельны в том смысле, что не до всех доходит то, что передается в музыке из-за поистине гигантских размеров композиций (средняя песня прогрессивной команды длится 10-15 минут, рекорд же поставили американцы Dream Theater на своем двойном альбоме Six Degrees Of Inner Turbulence: главная тема длилась около 42 минут и для облегчения восприятия была разделена на 8 подчастей). Это очень сильно сближает прогрессив-металл с классическим арт-роком и собственно с классической музыкой, которые до сих пор остаются элитарными и воспринимаются также с трудом.