«The Olden Domain» – второй альбом Borknagar и время, когда искусству Гарма поем мы славу. Вокальному. Именно здесь он второй и последний раз раскрылся в составе этой группы, а затем сделал виток вечный круговорот норвежских вокалистов в блэке – едва ли другой коллектив здесь менее показателен. Кристофер Ригг в 1997 году находится в самой хорошей для лицедейской (Arcturus) и нелицедейской (Borknagar) групп форме. Во второй ипостаси он не играет несколько ролей, а просто поет, и таким нехитрым способом делает из каждой песни произведение искусства со своим северным темпераментом. Истинно-черным партиям отводится уже меньше значения, оцените лучше созидательные вокалы культурного героя Гарма. Последний не допустил, чтобы «Древние земли» состоялись как эталон инструментального викинг-блэка (что можно при желании сказать о творениях ранних Enslaved) и подарил им пропитанные вековой мудростью голоса, оттачивавшиеся еще в пору «Kveldssanger». Музыка же данного боркнагаровского диска – метал, львиными темпами преодолевающий блэковость, но взамен культивирующий в себе фолковый опыт. Жар сердца унят, он перешел в другое качество – композиции гораздо более холодны и продуманны, и в этом их большая нордическая сила. Ойстен Брун обкатывает здравомысленные риффы новой формации, но гитара отнюдь не доминирует на этом инструментально-демократическом диске: бас, рассудочные настолько, насколько и эмоциональные ударные Грима, атмосферные клавиши находятся в балансе, который гарантирует каменный уют при прослушивании. Жаль только, что инструменталов здесь стало меньше, но и те, что есть, высококлассно изображают процесс забывания чего бы то ни было за многие века и вознесение Отцов. Тем не менее, это произведение Borknagar – тот случай, когда согревает даже лед, и “снежный путь ведет нас сквозь холоднейшую ночь”. А какое эффектное завершение обеспечивают ему слова "A new kingdom rise/I close my eyes"!.. Для более глубокого проникновения к альбому надо приноровиться, но и без того, на первый взгляд, «The Olden Domain» представляет замечательный образчик суровой мужественной красоты и, пардон, языка языческого искусства (тексты также на высшем уровне). Однако я предпочитаю большее зло – дикий скач неупорядоченных красок дебюта без определенной доли прогрессивной прагматики.