Возвращайся немедленно в Киев, – продолжал Азазелло, сиди там тише воды, ниже травы и ни о каких квартирах в Москве не мечтай, ясно? (А. Булгаков. Мастер и Маргарита) Очередной фестиваль In Prog, без помпы отгремевший в прошлом году, дал много пищи для размышлений – на миг показалось, что прогрессивная музыка в бывшей Стране Советов не так безнадёжна, что на обломках новой власти напишут чьи-то имена. Впрочем, речь пойдёт не о самом мероприятии. Мы поговорим об одной из наиболее артистичных, техничных и на сегодняшний момент наиболее разрекламированных прогрессив-рок групп нашей незабвенной Родины. "Miracles still happen, especially in music", – гласит небольшая рекламка под CD, выписанная рукой одного из организаторов In Prog. Да, наверно, это действительно чудо, что "The Wings" в России получает чересчур положительную прессу. В данном случае поле чудес находится в Тынде. Без шуток. В маленьком городке на Дальнем Востоке, где надолго поселилась качественная прогрессивная музыка. "Ну хорошо, зовут меня Азазелло, но ведь все равно вам это ничего не говорит" (М.А. Булгаков). За без малого год с момента знакомства я так и не смог понять эту работу. Считайте меня отечественным нонконформистом, но это так. Сейчас сижу в полутьме, разглядываю фотокарточку с автографами музыкантов, буклет компакта и пытаюсь выразить своё мнение примитивными знаками. На обложке всё так же стоят размытые тени участников Azazello на фоне захода солнца, птицы всё так же летят в вышине, а альбом по-прежнему не впечатляет. Я до бесконечности уверен, что если бы Михаил Афанасьевич был современным музыкантом, то играл бы он обязательно что-нибудь авангардное – джаз, тяжёлый блюз, психоделичный прогрессив-рок. Нынешним мастерам из Тынды до авангарда далеко, но свой хлеб с маслом они едят не просто так. 40 минут музыки, одна композиция, разбитая на 9 частей, и один бонус-трек с сольного альбома заводилы Azazello А. Кулака (гитары, вокал) – это много или мало? Если честно, и то, и другое. Спорить с тем, что тындинская четвёрка технически подкована и творчески одарённа, нет смысла – особенно после их выступления. Композиционно музыканты местами пытаются быть достойными таких абсолютов как Yes, Kansas, King Crimson и Gordian Knot, музыкальная палитра их творчества достаточно богата. Но три или четыре фактора срубают мощный ствол на корню, заставляя от досады кусать локти. Во-первых, в музыкальном плане пластинка чересчур сумбурна. Кажется, музыканты ещё не определились сами, чего хотят, и в стремлении найти себя бросаются в поток неопределённости. По отдельности многие вещи слушаются довольно приятно, вместе – сливаются в цветастое и яркое пятно, вызывающее настолько же размытые чувства. Во-вторых, никакой критики не выдерживает вокал. Безголосые Кулак и Афанасьев предлагают нам флегматичное и бездушное солирование. В-третьих, сугубая бюджетность творения доводит звук пластинки и все эффекты на ней до уровня топорной работы – в тяжёлой стилистике это было бы не так заметно и не так важно (хотя Совок развалился уже 13 лет назад), а в качественном проге выделяется как флаг "Зенита" на трибуне "Спартака". Ну и наконец, ещё одно слабое звено в короткой цепи Azazello – стихи, которые лучше звучат на английском, поскольку на чужом наречии откровенно не режут уши затасканностью штампов. Хотя нет, режут, конечно – но меньше. "Ты не похож на архиерея, Азазелло, – заметил кот, накладывая себе сосисек на тарелку" (М.А. Булгаков). Я согласен, мы должны относиться с трепетом и уважением к отечественным музыкантам, которые рвут когти, дабы выйти на общемировую орбиту творчества. В этом случае Azazello как раз из такой серии. Но я бы покривил душой, если бы сказал, что "The Wings" пленяет качеством. Скорее количеством – наворотов, техники игры и так далее. Рисовать природу умеют многие, и только единицы Шишкиных обладают редким даром композиции. В общем, одна из наиболее переоцененных и сверхамбициозных пластинок начала нового века.
|