Начав в самом конце прошлого века с симфонического фэнтези-блэка (дебютный альбом “NOX DRACONIS ARGENTI”), середину первого десятилетия века нынешнего бельгийцы AXAMENTA отмечают, салютуя всему «прогрессивному» человечеству, альбомом, вписать который в какие-либо стилистические рамки будет в высшей степени затруднительно. Ясно одно – основой их музыки остался блэк-метал, и симфоническим элементам в нем также нашлось место (где-то на задворках), тогда как все остальное – результат долгого и, наверное, трудного мыслительного процесса, в котором сонграйтеры группы попытались соединить в своем творчестве массу самых разных, порой взаимоисключающих, моментов, получив в результате сложный, неоднозначный и очень разноплановый альбом, в котором, например, вполне себе традиционный блэк-метал (“Ravager 1.6.6.3.”) соседствует со столь же классической хард-роковой балладой в духе JURIAH HEEP (“Shackles Cross”), а прочее пространство альбома заполнено композициями, в которых блэк-металлический скриминг наложен на хэви-металлические риффы, хард-роковые соло вступают в дуэль с симфо-блэковыми оркестровками, а порой на все это еще накладывается модерн-металлический кач и арт-роковые аранжировки… Словом, прогрессивно, по самое не балуйся. И эта самая «прогрессивность», если не сказать «продвинутость», подчеркивается символическим участием в записи такой знаковой для стиля (progressive-metal) личности, как Даниэль Гильденлёв. Другое дело, что фэны прогрессива, как правило, весьма подозрительно относятся к художественным средствам блэк-метал; равно, как и немногие фэны блэка в состоянии адекватно оценить ухищрения адептов прогрессивного рока. Так что, соединение воедино двух практически взаимоисключающих стилей у AXAMENTA – довольно спорно. И пример таких групп, как ENSLAVED или ARCTURUS здесь будет не совсем справедлив, поскольку те, привнеся в блэк-метал прогрессивные элементы, фактически создали новый стиль музыки, тогда как бельгийцы умудряются, подобно Джеймсу Бонду, «смешать, но не взбалтывать» - то есть, играя все тот же симфонический блэк-метал, что и в начале своей карьеры, они просто нанизали на его основу многочисленные гитарные зарисовки, сложные смены ритма, виртуозные гитарные соло и т.д., сделав это в ущерб обыденной, понятной большинству металхэдов мелодичности и, тем самым, заявив о некоей своей «избранности» и «элитарности». Этому же служит и концептуальная лирическая основа альбома, претендующая на философичность и интеллигентность, в пику былой «фэнтезийности» “NOX DRACONIS ARGENTI” и «паганичности» “CODEX BARATHRI”. Наверное, стоит оценить проделанную бельгийцами работу по достоинству: они явно не надеялись на легкий успех, творя свою «нетленку», но, в тоже время, нельзя не сказать, что это как раз тот случай, когда форма затмевает содержание, и интересная, неординарная идея, будучи погребена под многочисленными музыкальными слоями, так и остается лишь обозначена и далека от раскрытия. Что же до самого альбома, то он так и остается всего лишь забавным экспериментом, который интересно послушать раз-другой, поинтересовавшись тем, как люди пытаются искать новые пути в искусстве, создавать причудливые гибриды, соединять несоединяемое, и, поцокав языком вслед этим мичуринцам, поставить его на полку в ожидании более успешных опытов.