Жизнь поучает нас не искать чистого воздуха посреди гари, белоснежных лоскутов – среди копоти, а алмазов – в залежах угля. Такова жестокая, но правдивая и зачастую единственно правильная логика, заложенная в сердцевину этого мира. В музыкальной Вселенной идей и образов нет жёсткой конъюнктуры, холодные пальцы реальности и рынка не имеют ни единого шанса проскользнуть в заповедные уголки фантазии, где не властны никакие деньги. Монолит искусства остаётся незыблемым и вечным до тех пор, пока творцы не превращаются в ремесленников, а последние не кидаются с головой в массовое производство. Находить драгоценные камни в грудах тряпья – редкое умение, а когда оно поставлено на поток – то и талант от Бога. Перелистывая виртуальные страницы каталога культовой французской звукозаписывающей компании Musea, чей слоган звучит как "Les Classiques Du Futur" (думаю, понятно без перевода), окончательно осознаёшь масштабы всеобщего полёта фантазии, когда множества самых разнообразных групп, не хватающих звёзд с неба, играют музыку, способную на равных тягаться с классиками жанров и законодателями мод, но без столь широких финансовых возможностей не могущие пробиться наверх. Musea, являясь единственной в своём роде некоммерческой рекорд-компанией и многие годы занимающаяся распространением идеалов малоизвестного прогрессивного искусства на всех континентах, наконец дотопала до заброшенной и никому ненужной России, где прогрессивная музыка 70-х и 80-х была погребена под могильными плитами советской идеологии. В 2003 году столичная компания Mals подписала с западным лейблом, базирующемся в Метце, договор об издании на территории бывшего великого и могучего Союза каталога французов. А это значит, что каждый последователь прогрессивного направления в музыкальном искусстве вправе ожидать появления в своей коллекции неплохой популяции пластинок, не уступающих по качеству и вложенному в них таланту классическим вещам прошлого. Шампанского, друзья! Прелесть малобюджетного музицирования, как и не слишком кассового кино, в его искренности и ненапускной щедрости на эмоции. При этом не стоит в впопыхах путать малобюджетность и минимализм, поскольку это разные вещи. По своим затратам (не денежным, конечно) "Tadj Mahall Gates" находится далеко не в авангарде современной прогрессивной музыки, а как раз наоборот. В плане ассоциаций всё, на первый взгляд, просто: французы играют вдохновенный симфоник-рок в духе артовых достижений Genesis, но в отличие от десятков банальных клонов (или клоунов) Aside Beside не ограничиваются перемыванием косточек классике времён П. Гэбриэла. Это даже не своеобразная фантазия на тему Genesis. Отличия, прежде всего, в антураже. "Врата Тадж Махалла" захватывает слушателя в водоворот изящной атмосферы, которая изобилует сменами настроений, настолько глубоких и достоверных, искренних и естественных, что в них можно утонуть. Бесконечные, как Вселенная, мелодии, тонкий символизм лирики и вокальное разнообразие завораживают. Некоторые голоса, пропущенные через аппаратуру и множественные примочки, доносятся откуда-то издалека, заставляя слушателя искать их источник в своём подсознании. Вам встретятся великолепные инструментальные партии в духе Стива Хакетта, Тони Бэнкса и Энди Латимера, мелодические ходы в манере King Crimson образца "Red", неуловимые космические панно в стиле ранних работ Жана Мишеля Жара и многое другое. Пластинка в хорошем смысле слова ненормальна – плавные арт-роковые куски, выделяющиеся мягким вокалом, перемежаются с диссонансными отрезками, где нервный голос пытается донести до слушателя драматизм лирики. Нуарный симфонический инструментальный отрезок на "Nightmare", возникающий откуда не возьмись после вполне "гладких и пушистых" проговых куплетов, завораживает и позволяет забыть о двух несколько банальных композициях ближе к концу диска. Последняя вещь "Fruits Of Meaning" диво как хороша – композиция вроде бы обрывается, но после трёх минут тишины в свои силы вступает абсолютно декадентское и авангардное полотно. Aside Beside – одна из первых ласточек Musea, вылетевших из клетки на просторы нашей страны. Наслаждаемся искусством французов и ждём продолжения!
|