Ephel Duath – группа, которая, наряду с норвежскими экспериментаторами Arcturus и Ulver, открывает новые горизонты в блэк-метале (одновременно все больше и больше удаляясь от него с каждым альбомом). Черное Искусство в понимании музыкантов этой итальянской группы – это блэк с совершенно неповторимым феерическим и чарующе-гипнотическим звучанием. Музыкальное полотно наглядно показывает, что такое таинственность и авангардная непредсказуемость в музыке: здесь и оглянуться не успеешь, как бласт-бит сменится техноидными ударными и электронными ритмами, а в следующей песне умиротворенно заиграет акустическая гитара. Но при этом всегда наличествует атмосфера – типично арктуровский «инфернальный маскарад», правда, изрядно ускоренный, более электризованный и обладающий сомнительной, я бы сказал, претензией на здоровый вкус. Мозаичность музыкального полотна совершено не вызывает ощущения несовместимости разрозненных компонентов, ведь Ephel Duath создают мир, в котором не действуют законы традиционной логики. Недурно было бы привести несколько примеров организации музыкального пространства у экстравагантных итальянцев. Однако описывать эту музыку бессмысленно. Ее можно сравнить с фейерверком на ночном небе, и ее своеобразие заключается в контрасте легких неуловимых мелодий и роботизированных ударных. Ударные зачастую причудливо меняют ритм, кружатся в вихре вместе с клавишными мелодиями. Отсюда другая ассоциация – метель. Конечно, для такой изысканной музыки неплохо было бы поставить преимущественно чистый вокал, а то преобладающий скрим на таком фоне слушается как-то странно. Странно, но эффективно. Из всех композиций хотелось бы выделить неожиданно спокойный инструментал “Myriad” c некоторым средневековым, фольклорным оттенком. Вот такая здесь музыка. В дальнейшем состав команды существенно обновится, и музыканты бросятся в другую крайность – джазовые импровизации. А этому альбому я, жутко сомневаясь, ставлю 10. Эта музыка как раз и призвана порождать сомнения.