Припанкованный, простой, грубоватый, драйвовый и классический – это все о нем одном, лучшем альбоме шведского «олдскула» - «Clandestine» от Entombed. Шведы словно доказывают: для того, чтобы сделать темп лихим, вовсе не нужно допинговать его бластбитами. Чтобы сделать звук впечатляющим, не нужно до предела коверкать инструменты примочками. Дэт-метал у Entombed – архаичный, со словно изъеденным ржавчиной гитарным саундом, гулкими тяжеленными вздохами бас-бочки и невероятно захватывающим течением композиций. От него так и пахнет атмосферой подземелий, каких-то невероятно мрачных лавкрафтианских укрывалищ разной пакости. Рок-н-ролл легко прослеживается у Нике Андерссона и Ларса-Горана уже в раннем творчестве: откуда иначе эта несвойственная «смертельному» металу отвязность и умение не загромождая трэки лишним техницизмом, сохранить их не менее эффектными? Entombed, задав темп в первой композиции, не отступаются от этого «угара» до самого конца – несмешной атмосферной «Through the Collonades». Разрешены лишь небольшие передышки, пока коллектив копит силы, набирая мощность гитарного звука в раздумьях, куда ему двинуться дальше. Они на короткий период позволяют осмыслить обрушившийся на слушателя микс из утробного рева, каждый раз меняющего интонации, вторящего ему скрима, демонического хохота… а потом музыка вновь взрывается прежним неистовством. Смены ритма, в отличие от предыдущего альбома, не так часты и более лаконичны, да и весь «Clandestine» без труда слушается на одном дыхании, чего не скажешь о еще сумбурном «Left Hand Path»… Особый шик – умелая игра тональностями: вокала, ударных, гитар, она вполне заменяет передергивания ритма. Еще - удивительно частые (но не повсеместные) соло чувствуют себя свободно и поражают непринужденностью импровизаций. Для дэт-метала они даже слишком сильны и полнокровны, хотя и прячутся за жужжащими риффами и без передышки лупящими ударными. Есть и едва заметные атмосферные клавиши и сэмплы, затухающие в конце композиций. Совсем другой «смертельный» метал, не европейский и не американский. По колориту с ним может сравниться только Morbid Angel того же года выпуска, но его элитарная блашфемия воспринимается не так легко…