Величие Emperor в том, что по достоинству оценить творчество группы можно лишь по прошествии времени. Как это было, к примеру, с первым полноформатным опусом неповторимых норвежцев "In The Nightside Eclipse" (не считая демо "Wrath Of The Tyrant"), ставшем впоследствии ориентиром для целого музыкального поколения. Как это случилось и с альбомом "Anthems To The Welkin At Dusk" – диском, признаваемым сейчас одной из самых важных вех в истории Black Metal. Как это произошло и с "IX Equilibrium", обозначившим определенное размежевание в музыкальном видении участников коллектива, которое выразилось в стремлении Samoth'а и Trim'а играть колюче-дэтовый вариант черного металла, а Ihsahn'а – соединить блэк с готикой при явном влиянии классики. Стартовавшие в то время сольные проекты двух центральных фигур Emperor'а – самотовский Zyklon и исановский Peccatum – лишь подтвердили это. И если на прошлом альбоме, очевидно, сказал свое решающее слово Самот, то на "Prometheus" солировал Исан... Финальные аккорды Emperor получились истинно Peccatum'овские: множество клавишных неоклассических эпизодов, готическая напыщенность, торжественная вычурность аранжировок и в некотором роде даже прогрессивность подачи музыкального материала, широкое использование чистого пения (а ведь в пост-блэке этим уже никого не удивишь, не так ли?). На этом фоне резко уменьшилась продолжительность классических блэковых партий, а также, увы, почти пропала "торговая марка" Императора – так и не повторенная (Скопированная? Да. Но ведь копия всегда хуже оригинала) никем фирменная "стена звука"... Что ж, Emperor уходит. Вместе с ним уходит и какая-то частичка прошлого многих тысяч взращенных и учившихся на музыке этой группы людей. Все меняется. Меняются люди, и внешние признаки – короткие стрижки Трима и Исана, модный облик и черные солнцезащитные очки участников группы – лишь подчеркивают, как изменилась ментальность музыкантов. И на обломках прежнего мировоззрения, наверное, нам вместе с эмпероровцами предстоит построить новое. Посмотрим, куда дальше поведет Исана и Самота извилистая дорожка музыкального творчества. Ну, а этот диск обязан иметь в своей коллекции каждый поклонник группы Emperor, и не просто как символ ухода группы со сцены, а как самодостаточный достойный продукт креативного мышления блестящего Исана, как результат великолепной работы Трима и Самота на вверенных им "участках". Пять баллов – не за имя, но за талант. 2003 - Scattered Ashes - A Decade Of Emperial Wrath “Насильный” релиз Candlelight, но лейбл хоть позволил музыкантам самим, составить трэклист этого надгробного монумента Emperor. Многие фэны Emperor полностью проигнорировали этот релиз. И действительно, №1 “BLACK DISK” - это стандартный “The Best Of…”. А вот №2 “SILVER DISK”, претендует на звание “раритеты”. Отличная в принципе идея собрать на одном диске все каверы и редкости. И лучше бы это был отдельный релиз. Зачем ценителям раритетов платить за “The Best Of…”, и наоборот. Впрочем, российские пираты частично исправили положение, выпустив альбом только с одним диском “SILVER DISK”. Хе-хе-хехе! 1. ОЧЕНЬ жаль, что за бортом остался кавер “Massacra” c трибьюта “In Memory of Celtic Frost”. Видимо, тот лейбл не дал разрешения. 2. Отсутствуют “Thus March the Nightspirit” (это оркестровая версия Thus Spake the Nightspirit), и “электронный mix” “Exördium” - оба трэка с альбома “THORNS vs. EMPEROR”. По моему, сюда следовало включить либо два трэка - “Ærie Descent” и “Thus March the Nightspirit”, либо все четыре с “THORNS vs. EMPEROR”, либо ни одного. А так, всё ещё остаётся необходимость в “Thorns vs. Emperor”, и видимо, сатировский Moonfog Productions на это и рассчитывал. 3. “Lord of the Storms” - будь он с 7” EP “As The Shadows Rise”, а не с демо, то мы бы получили здесь, полноценный “As The Shadows Rise”! Какая была коммерческая стратегия “зажать” выпущенный 10 лет назад на виниле EP, не понятно. Этот и ещё один трэк с “Wrath Of The Tyrant” на раритеты явно не тянут, и сильно испортили общую картину. “Wrath Of The Tyrant” и так, под каким только соусом не был выпущен! 4. Отсутствует кавер Hellhammer “The Usurper” 5. И ещё один трэк “Call From The Grave” Без этих двух последних трэков, ужасно записанных ещё во времена первого демо, в принципе, можно обойтись. Но отсутствие здесь трэков “Massacra”, “Lord of the Storms” и “Thus March the Nightspirit” - фэны Emperor не простят Candlelight никогда. Этот релиз нельзя оценивать. Многим он вообще не нужен. А фэнам-коллекционерам в любом случае необходимы “раритеты” на втором диске, и для них это необходимая покупка, даже если бы здесь был всего один раритетный трэк. Считайте, что эта оценка для последних.
|