Первое мое знакомство с этой командой, а заодно и с жанром прогрессивного металла как таковым. Этот альбом поклонники Dream Theater либо ненавидят, либо любят. Ненавидят за более коммерческое звучание, рассчитанное на молодых слушателей, любящих грандж и индастриал. Любят за разнообразную музыку, которая варьируется от жесткого металла до лирических баллад. Что касается меня, то я считаю, что по крайней мере первая половина альбома слушается на одном дыхании, потом обороты, как мне кажется, сбавляются, однако последняя тема ставит все на свои места. Композиции отличаются множеством смен темпа, богатыми аранжировками, жестким гитарным риффингом. По сравнению с предыдущим альбомом, здесь больше баллад и лирических фрагментов, однако в то же время остается металлическое звучание в духе альбома «Awake». Все песни, за исключением последних двух, написали Джон Петруччи и Майк Портной, причем более лирические темы – это в основном заслуга первого, а более жесткие – второго. 1) «New Millennium». Отличное клавишно-гитарное вступление, в котором басист Джон Мьюнг играет на Chapman stick (электронном инструменте, напоминающем гриф гитары с 10 или 12 струнами), сменяется гитарными аккордами и размеренной ритм-секцией, иногда появляется фортепьяно. Музыка становится быстрее и энергичнее, но перед вокалом замедляется. На фоне тревожных звуков и громогласных ударных Джеймс Лабри поет о предчувствиях, рождающихся у его лирического героя перед наступлением нового тысячелетия; однако он странным образом верит, что в будущем все будет хорошо, хотя ничего похожего вроде нет. Припев также получился достаточно жестким. В теме множество переходов, большая инструментальная часть. Может быть, слегка эклектично, но все равно интересно. Чувствуется влияние Metallica, Rush и даже ELP. 2) «You Not Me». Жесткая ритм-секция c гитарными риффингом «уа-уа», средний темп, с вокалом музыка становится менее жесткой, но металлический саунд возвращается ближе к припеву, в котором присутствуют также струнные оркестра. Отличное риффующее окончание под какие-то голоса и струнные. Можете называть это довольно стандартным роком, но мне нравится. Недаром же они выпустили сингл. Эта тема является обращением к девушке лирического героя, который считает, что их отношения разваливаются из-за нее, поскольку она выставляет слишком много требований и фактически заключает его в темницу. 3) «Peruvian Skies». Отличная вещь. Тревожное гитарное начало с некоторой джазовостью, присоединяются размеренные ударные и разные синтезаторные звуки. Вступает вокал. Из текста мы узнаем о девочке Ванессе, которую дома, видимо, бьет отец. В середине звучит быстрый и мощный инструментал с отличным соло Джона Петруччи, но после него музыка уже не возвращается к медленному началу – до самого конца звучит энергичный металл. 4) «Hollow Years». Баллада с по-испански звучащей гитарой, в которой слышится влияние Стинга – в частности, темы «Fragile». В песне высказывается надежда, что все печали когда-нибудь исчезнут и пустые годы прекратятся. Красивую атмосферу дополняют оркестр и фортепьяно. Временами присоединяется в меру жесткая ритм-секция, однако композиция все равно остается очень красивой и грустной. 5) «Burning My Soul». Звучит колокол, потом следует жесткое гитарно-клавишное начало, в котором чувствуется влияние гранджа и индастриала. Вокал здесь очень эмоциональный и полон ярости. Лирика немного банальна – герой жалуется на жизнь и протестует против того, чтобы ему указывали, что делать. Особенно запоминается припев с компьютеризированным бэк-вокалом. Синтезаторное соло звучит невероятно мощно, напоминая жесткую гитару, которая риффует вместе с ним. 6) «Hell’s Kitchen». Инструментал с джазовым привкусом. Тревожное клавишное вступление под жутковатые звуки. Потом вступает ритм-секция. Достаточно лиричная часть сменяется более энергичной и тревожной. 7) «Lines in the Sand». Под завывания ветра и призывные клавишные штучки (в духе Жана-Мишеля Жарра) переходим к первой большой композиции. Иногда завывает гитара. Наконец вступает жесткая ритм-секция с акцентированными ударными. Темп ускоряется. Спустя некоторое время, с очередным замедлением темпа, наконец-то появляется вокал. Лирический герой сравнивает себя с Христом, на которого надели терновый венец и проткнули руки для распятия. Эффектно звучат два вокала – Джеймсу подпевает Даг Пинник из King’s X. В середине лирический фрагмент – блюзовая гитара сопровождается фортепьяно. Настоящая жесткость возвращается ближе к концу. 8) «Take Away My Pain». Баллада, посвященная памяти умершего отца Джона и напоминающая что-нибудь типа U2. Основу темы составляют орган и ударные, в ритме которых чувствуется что-то латиноамериканское. На припеве тема становится хардовее за счет ритм-секции. 9) «Just Let Me Breathe». Композиция, звучащая словно трибьют «Нирване». С гитарным воем появляется быстрый стук ударных, словно скачут лошади – возможно, мустанги по прериям. Звучание утяжеляется. Основной темой песни становится разочарование в жизни и желание быть свободным. Вокал здесь полон гнева – лирический герой обращается к обществу, в котором всем управляют машины. Интересно упоминание MTV, которое в отличном каламбуре называется «пустым телевидением» (eMpTyV). 10) «Anna Lee». Фортепьянная баллада в духе Элтона Джона, написанная Джеймсом Лабри. Ритм-секция ее слегка утяжеляет, но лишь слегка. Песня представляет собой обращение к девочке, познавшей в своей семье не самые приятные вещи, и напоминает, таким образом, «Peruvian Skies». Имя Анна Ли выдумано, однако есть такая английская актриса, сыгравшая более чем в 70 фильмах, а также героиня книг английской писательницы Лизы Коди, работающая в детективном агентстве. Кроме того, у Эдгара По есть стихотворение «Аннабель Ли», посвященная теме утраты возлюбленной (фактически My Dying Bride XIX в.). 11) «Trial of Tears». Завершающая альбом сюита, состоящая из трех частей, имеющих собственные названия. Сильная вещь, вышедшая из-под пера, как ни странно, Джона Мьюнга. Первая часть, It’s Raining, начинается с атмосферного гитарно-клавишного вступления в духе «Xanadu» Rush, которое сменяется размеренным ритмом с солирующей гитарой. Появляется вокал. Песня описывает дождливый день в Нью-Йорке, в который лирическому герою очень грустно – он размышляет о впустую потраченных годах. Особенно запоминается припев. Вторая часть, Deep in Heaven, является полностью инструментальной – размеренный ритм, отличная гитарная игра под тревожные клавишные, темп постепенно ускоряется, гитара пилит будь здоров. Третья часть, The Wasteland, начинается с медленной игры на акустической гитаре под тихие клавишные и завывания ветра. Лирический герой говорит о том, что его жизнь превратилась в пустыню, в которой нет ничего, кроме пепла; он ходил по дождливым улицам, и теперь ему хочется вернуться домой. Отличный тандем фортепьяно и электрогитары. С припевом мы возвращаемся к жесткой ритм-секции. В конце музыка возвращается к атмосферному началу. Этот альбом стал одним из самых тяжелых в творчестве группы на то время, однако впоследствии ребята показали, что утяжеление саунда было неслучайным. В то же время здесь представлено, пожалуй, большее разнообразие, чем на других работах. Правда, лирика местами не так уж и сильна, ну да ладно. Да здравствует прог-металл!