На рубеже тысячелетий уже мало кто всерьёз воспринимал одного из пионеров тяжёлой музыки и, пожалуй, самого известного и талантливого вокалиста этого жанра. Нет, Дио не катался по городам и весям, исполняя собственную классику тридцатилетней давности, но его эксперименты 90-х были непонятны большинству поклонников. Трёхлетнее творческое затишье после выхода альбома "Angry Machines" тоже не внушало оптимизма... А в группе имени Дио тем временем творились примечательные вещи. Для начала Винни Эппис позорно дезертировал на непыльную работёнку в Black Sabbath (где, впрочем, тоже не задержался). А сменил его новый-старый ударник группы Саймон Райт, барабанивший на приснопамятном "Lock Up the Wolves". Басист Джефф Пилсон (Dokken, Foreigner), засветившийся на двух предыдущих работах коллектива, тем временем из группы ушёл, и после пары временных музыкантов (одним из которых был, как ни странно, знаменитый Боб Дэйсли - Uriah Heep, Rainbow, Black Sabbath, Blizzard of Ozz) за четыре струны вновь стал отвечать, как и встарь, Джимми Бэйн. И наконец - вступают фанфары! - прощай, Трейси Джи, и с возвращением, Крейг Голди! Само собой, что при таком "тройном" воссоединении (из состава 90-х остались только сам Ронни и клавишник Скотт Уоррен) новый альбом мог быть либо провалом, либо свежей и прекрасной работой. Случилось именно второе. На сей раз Дио решил обратиться к фэнтезийной стороне своего творчества - его столько раз упрекали в том, что он пишет музыку и тексты в стиле "Dungeons & Dragons", что он решил создать концептуальную металл-оперу на тему...борьбы добра и зла в фантастической стране, не больше и не меньше. Впрочем, у всех песен есть и второй план, и при желании воспринимать их можно как вполне самостоятельные произведения со своим смыслом. Первый трек "Discovery" имеет длительность меньше минуты - что ж, какая концептуальная пластинка обходится без интродукции (вспомним "Operation: Mindcrime")? Здесь нет ничего, кроме "космических" шумов (да, Ронни Дио эксплуатирует жанр не столько чистого фэнтези, сколько "Техномагии" в духе одноимённого цикла Ника Перумова) и голосов инопланетян, которые нашли замёрзшую планету, под толщей льда которой находится какой-то источник энергии... Эти голоса время от времени вступают между треками и жутко нервируют некоторых слушателей - впрочем, я не очень это понимаю, ведь длятся они обычно секунд по 20. Можно потерпеть, не критично. Следом идёт полутораминутный инструментал "Magica Theme" - эта заглавная композиция повторится в конце ещё раз, уже с текстом. Уже по ней можно понять, что тяжести у музыки Дио почти не убавилось, зато стало куда больше мелодичности. Да-да, одно другому совсем не противоречит! Кто-то сомневался? Однако новый подход группы к саунду становится полностью очевидным на первой "нормальной" песне - "Lord of the Last Day". Песня очень тяжёлая - не в последнюю очередь потому, что это "тема" главного злодея. Да, вот так - с места в карьер... Короткое, но качественное, мелодичное и запоминающееся (особенно для исстрадавшихся ушей человека, слушавшего перед этим "Angry Machines") гитарное соло находится между куплетами, а там, где соло располагается в большинстве песен, имеется неимоверно тяжёлый проигрыш (снова вспоминается саундтрек к игре "Doom 2") с ведущим басом. Добавить ко всему этому отличный эмоциональный вокал с очень грамотно расставленными подпевками - получаем на выходе стопроцентно отличную песню. Недостаток, да и то сомнительный, один - малая длительность. Грегорианские хоры плавно переводят "Lord of the Last Day" в следующую песню "Fever Dreams". Самая хитовая песня на альбоме, очень сбалансированная - начинается рваным риффом, продолжается убедительным среднетемповым куплетом, имеет классное соло. Интересно, что когда Дио отправился в турне "Magica" совместно с Deep Purple, у последних как раз проходил симфонический тур, и Дио исполнял с тёмно-фиолетовыми несколько старых песен, добавляя к ним именно "Fever Dreams". Результат получился довольно интересным, хотя Стив Морз всё-таки не "металлический" гитарист. Зато Ян Пэйс сделал эту песню ещё интереснее. Начинающаяся с гитарной "импровизации" "Turn to Stone" претендует на сомнительное звание самой слабой песни на альбоме. Она напоминает "Fever Dreams", но ещё более среднетемповая и при этом пресноватая. Драйва в ней слишком мало, а текст какой-то "спотыкающийся", почти без рифмы (там, где она есть, случаются весьма досадные банальности, которые Дио, поэт с сорокалетним стажем, мог бы заметить и убрать). Впрочем, дослушав (или пропустив) "Turn to Stone", слушатель может ожидать вознаграждения - следующая композиция, "Feed My Head", является если не лучшей на альбоме (лучшую вещь тут определить сложно, они все хороши - только "TtS" "проседает"), то самой драйвовой точно. В середине её присутствует приятный спокойный фрагмент, радует и лирика: "I'm waiting for my number to climb upon the cross, maybe they'll forget about me" - не в этом ли смысл жизни для многих? В припеве - интересная игра слов. По сравнению с этой песней тем досаднее звучит не совсем удачная "Turn to Stone". Затихающее повторение слов "all is lost, hope is dead, fill my mind, feed my head" знаменует конец песни и вообще первой части альбома. Вторая его часть (как думается мне - вообще-то такого разделения там нет) начинается симфоническим эпиком "Eriel" - "темой" главного героя. Спокойная атмосферная композиция завершается коротким джэмом, за которым следует ударный боевик "Challis". Помимо того, что это тема второго главного героя (Согласно истории, придуманной Дио, Eriel и Challis - отец и сын, боровшиеся с нашествием тёмных сил), можно сказать, что это ещё и неплохая песня на тему молодёжного бунта и молодёжной психологии. Третью грань своего творчества - балладную - Ронни полностью раскрыл в следующей песне "As Long As It's Not About Love" - потрясающе эмоциональной. Не побоюсь таких слов - возможно, это лучшая баллада Dio, опережающая даже такие шедевры, как "This Is Your Life" и "Don't Talk to Strangers". "Losing My Insanity" - кульминация сюжета. Песня начинается с фолковой, танцевальной мелодии, которую затем один в один повторяет электрогитара, а позже присоединяется и вся группа. Очередная быстрая вещь, заслуживающая внимания. Только на японской версии диска (увы) присутствует отличный полновесный инструментал "Annica". Вещь очень тяжёлая и интересная - как и "Eriel", с некоторыми симфоническими вкраплениями. Они же звучат и в следующей песне, закрывающей альбом - "Otherworld". Как ни странно, вещь весьма депрессивная и тяжёлая, напоминающая "Lord of the Last Day". А почему, спрашивается? Вроде бы "наши победили", спаслись пусть не все, но большая часть, так зачем же вспоминать страшный подземный мир? Видимо, дело в том, что главзлодей уцелел, и его наследие живёт (а значит, неминуемо и продолжение в виде какого-нибудь из новых альбомов Дио!) На эту же мысль наводит и короткая реприза "Lord of the Last Day" после повторения основной "Magica Theme" (на этот раз с вокалом). И на прощание - история из буклета, которую Дио читает. В принципе, её больше одного-двух раз слушать нет смысла (тем более что длится она больше восемнадцати минут), но бонус весьма приятный. Резюме: замечательный альбом! Весьма тяжёлый, но не уступающий и в мелодичности. Прекрасное возвращение Дио на большую сцену после экспериментального периода. Крайне рекомендуется к прослушиванию всем, от шести до шестидесяти и старше, в том числе и для первого ознакомления. Сам дарил этот диск для такой цели, и, кажется, очень успешно.