Грустные проигрыши на акустической гитаре с поддержкой в лице классической хэви-метал гитары должны навести слушателя на мысль, что что-то здесь не так… Действительно, в стане Cryptopsy произошло слишком много нововведений на квадратный метр, чтобы воспринять это сразу как должное и нимало не удивиться. Сильнейший состав, я бы сказал, если бы нас не покинул Jon Levasseur, и то, что он играет на прологе к альбому, тоже погоды не делает. Но что нас не подводит никогда, это традиционная безупречная сыгранность и яркая индивидуальность звучания всех инструментов (однако на этот раз в меньшей степени). …Не секрет, что Alex Auburn – не ушедший Jon Levasseur в плане мастерства, но вся прелесть в том, что особой потери и не ощущается. Оригинальных риффов на альбоме достаточно, в соло продолжают внедряться лирическо-созерцательные мотивы, но риффы порой не цепляют из-за своей переусложненности (это ущемляет дэтовую тяжесть), соло же в большинстве своем чересчур (рискну сказать) «нежные». ...Нетрудно догадаться, что гений Flo Mounier шагнул на новую ступень эволюции, и теперь его бластинг абсолютно неповторим и узнаваем за счет нетрадиционных приемов и инноваций. Он творит как непревзойденные в скорости и сокрушительности бластбиты (“Angelskingarden”), так и сложнейшие в техническом плане сбивки (следующие секунды этой композиции). Такому человеку можно позволить издавать пособия вроде «Extreme Metal Drumming 101» – он плохому не научит. Единственное, что существенно портит картину – не очень мясистый звук ударных. ...Вернувшийся в Cryptopsy Lord Worm – это мощь и особая энергетика группы. Мало кто таким бросающимся в глаза разнообразием вокальных партий создает настолько достоверную картину бьющей ключом творческой жизни: в его представлении нет скучных и монотонных пассажей, он работает на пределе, а может быть, и наизнос (постарел голосом) (возможно, такие суждения покажутся кому-нибудь ахинеей, однако…). Как-то раз обнаружил в сети, что его определяют как «тупое убОжество». Нет, увольте. Это скорее «интеллектуальное божествО». Иногда он использует хриплый гроулинг, которым впору рассказывать детям страшные сказки (“Keeping the Cadaver Dogs Busy”), а иногда выступает эпическим рассказчиком, эдаким Гомером от брутал-дэта (“Adeste Infidelis”). Если б он только не кудахтал в последней песне, у меня бы совершенно не было претензий… Материал данного диска безусловно интересен и увлекателен (подчас в силу своей запутанности). “Luminum” неожиданно предлагает нам невероятную общемузыкальную красоту, которая выдавит слезу даже из ярого нигилиста. Но тут же в самом-самом конце перед плавным переходом во вторую композицию Cryptopsy показывают, что они все же не сказочники. Далее впечатление портят два невнятных хаосоподобных бластинговых нагромождения: первое – продолжительное, с длинным, претенциозным названием (“In the Kingdom…”), второе – сравнительно короткое и на этот раз лаконичное в заглавии (“Carrionshine”). Следом идут лучшие (запоминающиеся) композиции, которых много за что можно любить. “Adeste Infidelis” – за непредсказуемую (но в меру) структуру, убойное молотилово, варьирование вокалов Лорда Ворма от истеричного скриминга до величественной декламации, за гитарное соло Алекса Оберна, которое изо всех сил заглушается громовой мощью ударных. “The Curse of the Great” – это могущественное, исполненное значения, вступление, это искрометный вокал, это интересный финт в середине трэка, когда музыка неожиданно смолкает, и мы остаемся один на один с угрожающим замедлением стука бас-бочек, которое разрешается новым фрагментом с эффектным сэмплом звука взлетающего вертолета. “The Frantic Pace of Dying”. Начинающаяся с исторической заставки, эта песня в меру мелодична, не в меру отрывиста и хаотична, но, в конечном счете, несомненно интересна. Свежо в изложении канадцев звучит симфоническая микровставка, аннигилирующаяся скримингом и уже привычным для слушателя техно-дэтом. ”Keeping the Cadaver Dogs Busy” – названием этим я никогда не перестану восхищаться. Тут приковывает внимание яркая самобытность решений, надолго оседающих в памяти. Изысканная джазовая выкладка сменяется бластовыми проходами, вокал обнаруживает множество своих вариаций. Перед нашими глазами проносится куча разнообразных фрагментов, но, в конце концов, все сводится к изумительной основной вокальной теме. “Angelskingarden” – одна из наиболее насыщенных идеями композиций группы. И найти можно абсолютно все: от практически открытого подражания Nile в виде торжественного клавишного вступления до основной темы, драйвом и пафосом напоминающей хардкор, от зубодробительных бластбитов (что-то начинаю повторяться…) до красивого и все более преображающегося прямо на глазах гитарного соло. В этом месте самое время оговорить остальные бросающиеся в глаза противоречия альбома. После 8-ого трэка вообще очень удивляет претензия группы на слишком уж модное звучание и всякие другие околомодерн-дэтовые штуковины, которые начали появляться еще раньше на этом альбоме, как-то: эпизодически слишком уж пафосные клавишные вставки, а также неоправданно длительные НЕМЕТАЛИЧЕСКИЕ вступления. Далее это в самом начале упрощенный до ленивого металкора (но с типично яростным бластингом и гроулинговым разноголосием в середине) хит “The Pestilence That Walketh in Darkness (Psalm 91: 5-8)” и, наконец, тотальный финиш – квазиэтнический инструментал “The End” (и название подходящее!). Насчет последнего: все можно понять, но только не полное отсутствие МЕТАЛА (в т.ч. и в настроении) в трэке из альбома группы Cryptopsy. “Endless Cemetary” после “The End” как мертвому припарка – остервенелой рубки уже не ждешь. Хоть здесь имеют место отличные риффы и проникновенное соло под интеллектуальный ударный аккомпанемент. За все вышеупомянутые компромиссы, выразившиеся в частично сложившейся контрбрутальности (что равноценно клинической смерти для такой команды) и, напротив, за отсутствие компромиссов другого рода и стремлении сделать материал как можно труднодоступнее оценка должна по законам жанра подвергнуться существенной редукции. Законы природы и здравого смысла тоже пока еще никто не отменял. Всему есть предел. Если предела нет, есть адекватная реакция на это. А так, это правомерно назвать самым мозговитым альбомом брутал-дэта всех времен. Но, несмотря на это, вынужден констатировать, что попытка записать «None So Vile-2» провалилась… из-за неразумного максимализма и зашкаливающей амбициозности музыкантов.