Любой доктор скажет, что перемена мест меняет человека, меняет его восприятие мира – и миром. Любой художник скажет, что картина кардинально сменит краски, стоит лишь одному облаку нахмуриться, ведь пейзаж – это временная перспектива. Любой патологоанатом подтвердит: если бы нос трупу вывернуло в другую сторону, опознание вполне могло дать другие результаты. Всё дело в деталях. Финское трио Calvarium экспериментируют с ретушированием, но кажутся неверными их начальные посылки: старинная пыль, скупая на цвет и ароматы, никак не станет органичной частью морского (снежного?) эпизода. Возможно, я неправильно трактую ситуацию, но слишком уж ощутимы прутья параллелей, чтобы пробраться к другой трактовке. Calvarium исполняют мрачный блэк старой школы на новый лад. Помните чёрно-белую обложку "Transilvanian Hunger" Darkthrone? Помните карандашную рисовку "Hvys Lyset Tar Oss" Burzum? Помните подвалы "Secrets Of The Black Arts" Dark Funeral? Цвет в них неприемлим! Calvarium очень – очень близко! – близко к оригиналам перерисовывает мотивы этих эпохальных дисков, но гладко и выверенно, лабораторными методами. Вот дилемма: с одной стороны, приятно осознавать знакомые шероховатости, с которых соскоблили человечий жир и ржу многолетних дождей, а с другой – это ведь совсем не то же! Вопрос, что предпочесть: трагизм или костизм. "The Skull Of Golgotha" Calvarium – это минималистичный тру-блэк, шипящий высокими и гудящий низкими частотами, ревущий и рычащий, молотящий и жнущий, жнущий и бросающий; минимум (0.1%) клавишных, максимум пронзительных гитар и минора. На самом деле кайф! Или?..