Элис Купер. Зло на сцене и в жизни. Думаю, что никто из поклонников рок-музыки, а в особенности настоящих фанатов хард-рока не будет отрицать тот вклад, который внес в дух этого жанра Элис Купер. Элис всегда являлся олицетворением особого подхода к представлению своей музыки, подхода театрального, превращающего его концерты в феерические и ужасающие шоу. Он создал стиль, который назвали shockrock, являясь и по сей день его представителем №1. Как родоначальник жанра он (на пару с Оззи Осборном) заложил основы образности и эстетики стиля Heavy Metal, по прежнему в своем развитии шокирующего представителей старшего поколения, стиля пугающего и одновременно дающего свободу мыслить, вырвавшись за рамки стандартов окружающего общества. Стиля, несущего ярость и сырую мощь безудержной энергии, стиля, в одночасье сделавшего всю остальную музыку скучной! Детство. Первые группы. Итак, начнём рассказ о Великом и Ужасном, как волшебник страны Оз, Элисе Купере. Винсент Дэймон Фурнье (таково настоящее имя нашего шалуна) родился 4 февраля 1948 года в самом что ни на есть Рок-Сити, городе Детройте, в начале этого века прославленном автомобильными заводами Генри Форда. Паренёк с детства рос тихим и смирным, что крайне характерно для звезд и поклонников тяжелой музыки. (Я не шучу, почитайте биографии других великих рок-музыкантов и оглянитесь вокруг.) Да, да, как всегда - добрый, прилежный, хорошо учившийся в школе. Кроме того, он вышел из семьи священников (отец и великое множество родственников с обеих сторон), а потому долгими часами слушал проповеди, просиживая брюки на церковных скамьях. Похоже, что именно тогда он понял актуальность таких понятий, как грех и зло, смерть и страдание. Но ближе к четырнадцатилетию наступила новая пора для юного Винса, пора полового созревания. Именно в этом возрасте случай сводит идеального ребенка с парочкой балбесов (как же их еще назвать?) Дэнисом Дэнавеем и Гленом Бакстоном, которые окончательно запудривают ему мозги своими успехами у девчонок (хм...) и пластинками Элвиса Пресли. Как вы понимаете, рок'н'ролл до добра не доведет, Винсента же он увел из лона церкви в гаражную банду Earwigs (Уховёртки). Эти ребята очень талантливо косили под суперпопулярных тогда Beatles. (Отклонясь от темы, скажу, что Alice и сейчас благодарно воспринимает кумиров своего детства, свидетельством чему является спетая Элисом баллада Because на одном из трибьютов The Beatles ). Дальше - больше: смены названия (Spiders, Nazz) и имиджа (люди-пауки), закосы под Rolling Stones и Фрэнка Заппу, друзья из культовейших групп Yardbirds (имена Эрика Клэптона и Джимми Пейджа, а также песня Still I'm Sad вам чего-нибудь говорят?) и Doors, и наконец, как апофеоз - общение с злыми силами. Алиса выходит на сцену. Элис - женское имя. Носила его жившая когда-то в Англии Ведьма по имени Alice Cooper. Соавтором же сценического псевдонима Винсента Фурнье стал Норман Бакли, сведший на спиритическом сеансе парней из Nazz и дух этой злой женщины. (Простите, не обязательно злой - популярное в современной Англии языческое движение викканок пытается обелить как слово "ведьма", так и женщин, так или иначе называемых этим словом). Итак, эта женщина пообещала помощь "тех" сил в завоевании группой славы, в обмен требуя лишь использовать на концертах ее имя в качестве названия группы (а заодно, и имени вокалиста). Уже в те времена подростки обожали плохих парней. Rolling Stones стали главными соперниками Beatles не только из-за музыкального таланта, но и потому, что олицетворяли идеалы первого послевоенного поколения. Секс, наркотики и рок'н'ролл - основной нерв творчества Стоунз времен революции хиппи. В те времена молодежь хотела жить своим умом, свидетельством чему пропитанное наркотиками "лето любви" 67-го и студенческие бунты 1968 года. Те же Rolling Stones одними из первых стали заигрывать с сатанистской тематикой, выпустив заполненный странными звуками альбом "Their Satanic Majesties Request" (Требование Их Сатанинских Величеств, 1967г.), который я считаю лучшей их работой, а в 1968 г. - суперхит "Sympathy for the Devil" (Симпатия к Дьяволу), обыгравающий такие три события мировой истории, как распятие Иисуса, растрел царской семьи в России (Стоунз ошиблись, назвав местом казни Санкт-Петербург) и немецкий блицкриг. Стоит также упомянуть основание Церкви Сатаны (Church of Satan, официально зарегистрированная религиозная организация в США) бывшим полицейским фотографом Антоном Шандором Ла Веем, имевшее место в Вальпургиеву Ночь 1968 г. (Добавлю, что Элис всегда отрицал сатанизм, но о его отношении к христиаству мы поговорим немного позднее). Итак, в эту бунтарскую и мистическую пору появляется новая группа с именем Alice Cooper, уже одним этим говорящая о стиле шоу, которые будет творить загадочный мужчина с именем ведьмы. Первые шоу на все сто отражали имидж группы. Парни, увешанные цепями и обмазанные бутафорской кровью (впервые в жанре!!!) бесились на сцене, ломая аппаратуру (пример Пита Таушенда из "Who" заразителен и по сей день) и осыпая публику перьями из разорванных подушек. Следует отметить, что все эти действа происходили в районе Лос-Анджелеса, одного из самых свободных городов в мире по части моральных ограничений, где в то время и жили все музыканты группы "Alice Cooper". К слову сказать, музыкантов было пятеро: кроме Элиса на концертах играли: Майк Брюс (Mike Bruce) на лид-гитаре, Глен Бакстон (Glen Buxton) на ритм-гитаре, Деннис Дэнавей (Dennis Dunaway) на басу и Нейл Смит (Neal Smith) на ударных. В те времена музыкальная LA тусовка не могла не заметить столь оригинальной группы. И вскоре сам Фрэнк Заппа (экстравагантная личность, пожар на концерте его группы "Mothers" запечатлен в бессмертном хите Deep Purple "Smoke on the Water") подписывает группу под контракт с лейблом Straight Records. В 1969 году на Straight выходит первый альбом Pretties for You. В 1970 там же появляется его последователь Easy Action. Элис делает Америку. В 1970 году группа в полном составе перебирается в Детройт, родной город Элиса, где концертная деятельность приобретает еще большие размах и скандальную репутацию. В те времена Элис как никогда увлекся творчеством Сальвадора Дали. Замечу, что Купер всю жизнь просто обожал не только картины, но и саму личность талантливого художника. Художника, отличавшегося плохими манерами, сумасшедшими выходками и одержимостью сексом. Приведу парочку типичных эпизодов из жизни Сальвадора Дали, взятых мной из какой-то статьи: "Во время своей первой поездки в Америку - деньги на нее он одолжил у Пабло Пикассо - Сальвадор Дали показал встречавшим его репортерам картину, где была изображена его обнаженная подруга Гала (Галина Дмитриевна Дьяконова) с бараньими отбивными на плечах. Когда его спросили, при чем здесь отбивные, он ответил: "Все очень просто. Я люблю Галу и люблю бараньи отбивные. Здесь они вместе. Отличная гармония!" Спустя несколько дней, когда Дали нужно было прочесть лекцию в Нью-Йорке, он появился в аудитории в костюме цвета морской волны и в водолазном шлеме. "Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания", - сохраняя полную серьезность, сказал художник. К сожалению, во время лекции он чуть не задохнулся, потому что забыл прихватить с собой дыхательную трубку. " От себя добавлю лищь, что некоторые абстракционистские картины Сальвадора Дали имеют довольно интересные названия, такие как "Великий мастурбатор", "Юная девственница, самосодомируемая собственным целомудрием" и даже "Обнаженный Дали, размышляющий перед пятью обычными телами, превращающимися в частицы, из которых неожиданно появляется Леда Леонардо, хромосоматизированная лицом Галы". Ну до чего же еще мог додуматься человек, на чье творчество сильно появляли фрейдистские концепции?. Мечту же Дали о откусывании голов у летучих мышей уже в 80-е годы воплотил Оззи Осборн, попавший после этого эпизода под пристальный присмотр психиатров. Сценические шоу Купера уже к 1971 году стали вызывать серьезную озабоченность блюстилей нравственности, которые с удовольствием отправили бы Элиса в сумасшедший дом. А Элис усиленно занимался саморекламой: сделал жуткий (по тем временам) грим на лице и стал обладателем громадного удава породы боа констриктор. Удава надо было кормить куриным мясом, причём свежим, чем Купер и стал заниматься прямо на сцене. На концертах он разрывал еще живых куриц (!!!), и брызгая кровью на зрителей (!!!!!), подкармливал своего питомца. Публика выла в восторге, а счастливчики , которым довелось быть измазанными куриной кровью спустя десяток (и не один) лет с гордостью показывали свою старую одежду с засохшими пятнами крови детям и внукам! :-) Кроме того, Элис пошел на ощутимое утяжеление музыки. В эпоху, когда Led Zeppelin месяцами возглавляли американский хитпарад, перпловский Child in Time многократно передавался по радио, и даже оккультные тексты Black Sabbath нашли тысячи своих последователей, Элис нашёл свою струю в музыке. Результат - вышедший в июне 1971 г. альбом Love It to Death. Отличный альбом. Два суперхита - I'm Eighteen и Ballad of Dwight Fry. Сколько бы тебе не было лет - 12, 20 или 75, твоей душе всегда восемнадцать! Тебе восемнадцать, если ритм песен Купера - это ритм твоего сердца! Тебе восемнадцать, если ты дышишь его музыкой! Тебе восемнадцать и мне это нравится!!! А теперь без эмоций: баллада о Двайт Фрае - грустная вещь о бедном сумасшедшем несчастном общеамериканском герое газетных статей особо опасном маньяке Двайт Фрае. Пожалейте его! В Black Juju сон сравнивается со смертью. И в этой же вещи немного о пробуждении мертвых. Тексты и музыка альбома - совместное творчество всех музыкантов группы. В одиночку Элис написал лишь Второе пришествие. Весь смысл этой вещи - "Дьявол становится сильнее с каждым часом. Но скоро приду Я. Я - свет и я пройдусь по воде, о чем и сказано во всех брошюрках протестантских церквей, которые раздают на Невском проспекте. Так что, ждите!". Элис же не стал ждать второго пришествия и пробрался с хитом "I'm Eighteen" в американские хитпарады. После этого его начали слушать уже за пределами Детройта. Элис и менеджер группы ощутили начало элисомании и для поддержания её сделали сценическое шоу еще круче! Элис вспомнил о том, что он ведьма и стал надевать женское платье на некоторые из песен. И в то же время на некоторые из других вещей он начал одевать фрак с цилиндром. Для дальнейшего успеха следовало придать музыке и шоу еще больше драматизма и нестареющих ужасов. Эту задачу выполнил вышедший в декабре 1971 года суперальбом Killer. На обложке "Убийцы" изображен тот самый знаменитый удав. Говоря же о содержимом, следует отметить явный прогресс в музыке. Длинные гитарные соло, которых практически не было на предыдущем альбоме, делают его изысканным, а долгие нарастания и спады напряжения в двух самых длинных вещах альбома ("Halo of Flies" и "Killer") придают ему эпичности. Все остальные вещи, кроме "Dead Babies" - лихие рок'н'роллы. Причем на Desperado Alice распевает в стиле Джима Моррисона. Самая же замечательная вещь повествует о смертях маленьких детей... Маленькая Бетти достала с полки фунт аспириновых таблеток. Больше у папы и мамы нет дочурки. Детская смертность - беда Америки. То, что случилось с Бетти, случается каждый день все с новыми и новыми детьми. Они попадают под колеса и в руки маньяков, травятся уксусом и заживо сгорают из-за оставленных на кухне спичек. Родители, задумайтесь о детишках, пока не поздно! Интересно, что американская общественность была возмущена этой песней. Что, этот длинноволосый маньяк поет о маленьких детских трупиках? Пусть перестанет пугать добропорядочное общество. Ведь с нашими детьми такого не случится. Пусть он заткнет свою поганую пасть и больше никогда не упоминает столь кошмарные вещи... Бетти, доченька, где ты? При представлении этой вещи на концертах Элис показывал лицемерие общества, появляясь с куклой в детской коляске. В кульминационный момент он насаживал куклу на острие меча, что приводило зрителей с высоким уровнем эмпатии (сопереживания происходящему) в состояние шока. После чего на сцене появлялись сотрудники вспомогательного персонала Купера (по нашему роуди) в костюмах полицейских и тащили Элиса за сцену. В начале следующей вещи (Killer или какая-либо еще) происходило торжественное гильотинирование Купера с последующим предъявлением его отрезанной головы зрителям. Что это? Зло? Кошмар? А может быть способ, который заставляет задуматься о цене человеческой жизни в нашем мире? Мира, лишающего жизни невинных, и, вместо того чтобы спасти новые жизни, лишь убивающего виновных. Элис был одним из тех рокмузыкантов. которые начали поднимать философские вопросы и вопросы продолжения нашей жизни на этой Земле. Ядерное оружие, экологические катастрофы, войны, отчуждение человека западного общества, нищета, бездомность, экономическое рабство стран третьего мира - все эти проблемы стали одними из ключевых в музыке, начиная с 70-х годов. После концертного тура Элис возвращается на звукозаписывающую студию Warner Brothers. (Начиная с "Killer" Купер выпускал свои альбомы под эгидой этой фирмы). В июле 1972 года выходит "School's Out". И на этом альбоме Элис проявил свое первоклассное чувство юмора. На конверты продаваемых лицензионных пластинок были натянуты женские трусики. Все правильно, уроки кончились - пора по бабам! :-) Заглавная вещь альбома стала уже обязательным кавером для многих рокгрупп (возьмите Grave Digger к примеру). Остальные вещи слабее по уровню хитовости, что позволяет мне отметить некоторую слабость альбома по сравнению с предыдущим. При всем этом альбом однозначно оптимистичен, невероятно легок и включает в себя массу джазовых интонаций (на некоторых песенках даже звучат духовые инструменты). Моей любимой вещью здесь является Альма Матер. После этого альбома Элис стал одним из популярнейших музыкантов в Америке, а обложка с нарисованной на ней изрисованной школьной партой (про трусики не забыли?) участвовала в номинации Грэмми. Куколки за миллиард баксов. В марте 1973 года выходит очередной шедевр. Альбом "Billion Dollar Babies". Элиса Купера - в президенты! Именно под таким девизом был выпущен этот великолепный альбом, сочетающий ярчайшие мелодии, замогильный юмор и ярчайшие насмешки над американской мечтой. Обложка пластинки была выполнена в совершенно оригинальном стиле - в виде огромного бумажника, в котором лежала свеженькая купюра номиналом 1 (один) биллион долларов. Отличный способ подкупа избирателей! Уж куда круче отечественного рецепта - халявной водки. Тексты песенок - издевка над недостатками Америки. "Elected" посвящена никудышным президентам, "Billion Dollar Babies" - сексуальна с первого до последнего слова и говорит о любви с надувной куклой. Моя любимая на альбоме "No More Mr. Nice Guy" прелестна в своей простоте. А какой текст! "Нет больше мистера Славного Малого! Нет больше мистера Сама Чистота!" Просто великолепно! Альбом завершает самая шокирующая вещичка Купера всех времен - "I Love the Dead". Ясен хрен, что Элиса после такого начали показывать по телику чаще чем Папу Римского. А Джон Леннон (тот самый) говорил, что "Elected" - одна из его самых любимых песен, которую вскоре после ее выхода он успел прослушать не одну сотню раз. (Кто из преданных фанатов Купера мог бы таким похвастаться?!!) В январе 1974 года появляется "Muscle of Love". Неплохой альбом, весьма разнообразный в плане музыки. Забойный хардрок "Never Been Sold Before" сменяется лиричной балладой "Hard Hearted Alice", за которой следует джаз "Безумный малыш" с ведущей долей клавишных. Эта вещь повествует о судьбе медвежатника, одного из лучших взломщиков сейфов. За ней идет череда роковых композиций, сочетающих простейшие хардовые риффы с пошлыми текстами. Да, да, настоящая бездна пошлости... Одна "Мышца любви" чего стоит! Просто беспредельное восхищение своим мускулом любви, сделанное с бесподобным куперовским юмором. "Never Been Sold Before" повествует о попытке одной малышки купить Элиса (на ночь, естественно). А "Woman Machine" напоминает о Плежер-Комп из "Созданий света, созданий тьмы" Роджера Желязны - забавная мысль о сращивании женского тела и машины, предназначенной для занятий плотской любовью. В целом альбом оценивался критиками слабее четырех предыдущих, что и привело к распаду группы "Alice Cooper". Четверка парней образовала группу под названием "Billion Dollar Babies", оставив Элиса в одиночестве. Следует заметить, что они практически не добились каких-либо успехов со своим проектом, в отличии от Элиса, который набрал сольных музыкантов и продолжил звездную карьеру под именем, которое теперь принадлежало ему безраздельно. Звездные годы. Кем же стал наш герой к 1975 году? Итак, Элис Купер - звезда мировой величины, выступающая в крупнейших и известнейших концертных залах Америки и Европы. Элис Купер - талантливый бизнесмен, заработавший себе состояние своим талантом и безудержной фантазией. Элис Купер - кумир американских подростков и пример для некоторых рокгрупп, которые начинают с прямого подражания ему (вспомним Kiss и их сценические маски). Элис Купер - один из создателей шоуиндустрии и непревзойденный новатор. Элис Купер - кошмар миллионов родителей и головная боль школьных учителей. Элис Купер - друг Сальвадора Дали (в 1973 году Элис познакомился с кумиром юности и старик Дали благословил Купера на новые подвиги). Элис Купер - киноактер, снявшийся в нескольких фильмах ужасов. Элис Купер - герой бесчисленных телевизионных токшоу и игрок в гольф. Элис Купер выпускает в марте 1975 года альбом "Welcome to my Nightmare". На мой взгляд, это - лучший альбом Элиса в 70-х и один из трех лучших за всю карьеру. Великолепная музыка, которую не стоит подгонять под рамки какого-либо жанра, ибо на этом альбоме сосуществуют практически все разновидности рока того времени. Сам альбом является концептуальным и рассказывает об одном ночном кошмаре Элиса, состоящем из нескольких эпизодов разной степени ужасности. Самая красивая вещь на альбоме "Only Women Bleed" говорит о тяжкой судьбе женщин в этом мужском мире. В июне 1976 года подходит время выпуска нового альбома и Элис Купер спускается в ад. "Alice Cooper Goes to Hell". Этот альбом был первым из творчества Элиса, который я услышал. С тех пор я его люблю, несмотря на то, что на нем всего две хардовых вещи (Go to Hell и Wish You Were Here). Остальные - это какой-то мюзик-холл, но далеко не примитивная его разновидность, а потрясающе прекрасная в своей лиричности. Самый крутой в мире (I'm the Coolest) Элис Купер позволил себе расслабиться и написать несколько потрясающих вещей о любви. Одна лишь "Я никогда не плачу" способна раcтопить сердце почти любой девушки. А как вам фраза для подхода к прелестной незнакомке: "Мы с вами никогда не встречались в моем сне?" Может, и не лучший вариант для знакомства, но все же есть вероятность услышать "И чем же мы там занимались?" Лучшей вещью на альбоме (на мой вкус) является "Wake Me Gently", которой можно наслаждаться бесконечно. В мае 1977 года выходит последний приличный альбом раннего Купера. "Lace and Whiskey". Альбом по музыке достаточно силен, хотя и не дотягивает как минимум до двух предыдущих. Самой красивой вещью является прекраснейшая баллада "You and Me". Даже Фрэнк Синатра (!!!) был восхищен этой вещью, восхищен настолько, что записал кавер-версию (!!!). Среди всех остальных песен выделяются "Lace and Whiskey", "Love at your Convenience" и "My God". В "Lace & Whiskey" Купер пишет о том, что для полного счастья ему нужно лишь снять кружева с подвернувшейся под руку девчонки и налакаться виски. А это уже страшно... Налицо явное оскудение текстов (почти все остальные песни на альбоме - дополнительное подтверждение этому) и просто примитивизация смысла. Куда подевался ироничный и шокирующий симпатяга Купер? Его место занял Купер - алкоголик. Да, да, тревожные звонки на "Cold Ethyl" и "Go to Hell", где Элис бравировал своей привязанностью к алкоголю, полностью отражали состояние Элиса. Он беспрерывно пил и был по-настоящему одинок. Несмотря на внешнее веселье, армии поклонников и бесчисленных поклонниц многие песни отражали его внутреннюю депрессию и разлад. Постоянные перелеты и перегрузки, почти автоматическое получение "счастья" (только вдумайтесь в смысл заглавной вещи!) доводили Элиса до ручки. Он уже достиг своей главной цели - успеха, а теперь перестал получать удовольствие от всего этого. И он пил, пил и пил, выпуская бутылку из рук лишь на концертах. Упадок сил. Отражением внутреннего дисбаланса и очередным порождением алкоголизма стал выпущенный в декабре 1978 года "From the Inside". Несмотря на явный спад в творчестве Элиса, я могу назвать альбом гениальным. Ни на одном альбоме Купера не было такой атмосферы безысходности, боли и одиночества. Начиная от любовников Милли и Билли, которых любовь лишила разума и толкнула на преступление (жертвы - муж Милли и их новорожденный ребенок) и кончая обвинительным приговором безумной Америке в "Inmates", Америке, живущей культом насилия, Америке, погрязшей в психоанализе, но неспособной помочь себе, Америке, где молоденькая девчушка Лиззи Борден наносит 40 ударов топором своей матери, все сюжеты Элиса здесь - о жестокости этого мира. (Когда я пишу эти строки в Израиле и на палестинской земле начинается новая война между евреями и арабами. О, люди, почему вы так безумны?!!) В "From the Inside" Элис опять говорит о пристрастии к алкоголю. А "The Quiet Room" - апофеоз отчания. Элис валяется на полу в своем калифорнийском доме и думает о самоубийстве. Но он не может сделать последний шаг - "перерезать эти чертовы вены". Из всего этого следовал лишь один правильный вывод, и я рад, что Купер его сделал. Но он сделал его позже, чем следовало... В мае 1980 года Элис записывает "Flush the Fashion". Я расцениваю этот альбом, как самый слабый альбом Купера. Стиль следовало бы определить как тяжелое диско (очень примитивное и невероятно надоеливое при том). Под альбом можно танцевать, причем вовсе не медляки. Ни на что другое он не годится. Тексты не воодушевляют, единственная приличная по смыслу вещь "Pain" сделана в духе чернухи с предшествующего альбома. В целом - кризис идей и нижняя точка падения Купера... Пить надо меньше! Окончательно спившийся Купер выпускает "Special Forces", датируемый сентябрем 1981 года. Сильный альбом, что довольно неожиданно. Во время записи альбома Купер старался до конца, а потому большинство вещей совершенно несерьезны. Так "Prettiest cop..." напоминает старый анекдот. Мужик вбегает в полицейский участок и кричит дежурному: "Сэр, за углом проститутки дерутся с педерастами". Полицейский заинтересованно: "Ну и как там наши?" Вот и песенка посвящена полисмену нетрадиционной ориентации. Лучшие вещи на альбоме - "Skeletons in The Closet" и "You Look Good in Rags". Действительно, с милой рай и в шалаше, а уж в лохмотьях она выглядит и вправду классно. Следующий альбом "Zipper Catches Skin" Элис выпускает в октябре 1982 года. Альбом классом значительно ниже среднего, хотя и способен понравиться под определенное настроение (или под определенным градусом). В ритмике "Zorro's Ascent" прослеживается что-то мексиканское. В гитарной мелодии "No Baloney Homosapiens" отчетливо заметны цеппелиновские интонации. В целом, хардрока больше чем в предыдущих 3 альбомах, но хардрок - какой-то второсортный. По текстам - штамповка предыдущих, никаких новых идей. Единственная фраза из текстов, что мне показалась забавной - из обращения к девушке: "Я слушаю хэвиметал, ты - классику, если решишь снять наушники, я так и быть снижу громкость на пару делений." Вот каким образом нужно демонстрировать свою любовь. ;-) А Элис все еще продолжал пить по-черному. Не выходя из депрессии, вызванной алкоголизмом, в 1983 году он записывает альбом "Dada" Обложка альбома - картина Сальвадора Дали "Бюст Вольтера" (Возможно, вы ее видели на обложке вузовского учебника философии Спиркина). Само название "дадаизм" - это одно из ведущих направлений живописи XX века, в котором были созданы многие из картин Дали. Альбом является логическим продолжением "From the Inside". Музыка построена на клавишных, тексты в большинстве - мрачны и жестоки, хотя и скрашены сексуально-кровавым юмором Элиса. Людская боль, болезни, извращения... Гниющий заживо Ли Вормер, запертый его братом в секретной комнате фамильного замка, садомазохистки Скарлет и Шеба, пытающие болью и любовью... Настоящий дух Америки, дух западного мира, а теперь и дух этого мира (с тех пор, как он стал однополюсным). Свобода рождает насилие, отсутствие свободы рождает насилие, все вместе рождает боль, всеобъемлющую и сжигающую все. Я люблю Америку!!! "Я люблю эту гору, с этими четырьмя большими головами... Я люблю коммуниста, если он хороший и мертвый... Я люблю государственный флаг США и домашний пирог. Я люблю своего жареного цыпленка Кентукки... Я люблю бомбу, хот доги и горчицу. Я люблю свою девчонку, но я уверен в том, что я не доверяю ей... Мне нравятся мои джинсы и я люблю свои волосы... И на 4 июля мне нравится ослепительный блеск красных ракет... У меня есть работа, но черт возьми, я все еще в долгах. Я люблю свой бар и я люблю свой грузовик. Я стараюсь изо всех сил, чтобы заработать баксов. Я люблю официанток, которым нравится флиртовать. Они - первый сорт!" Я подозреваю, что 95 % американской аудитории восприняли это серьезно. Оставшиеся запрятали Элиса в психлечебницу. Многие рокзвезды, использующие шок как главный метод работы со своей публикой, какой-то отрезок своей жизни лечились от психических расстройств. Известнейшим из них был Оззи Осборн. И это не случайно. В одном из интервью Оззи высказался о Купере в следующем духе: "Элис был отцом всех нас. На сцене он выделывал вещички намного более шокирующие, чем я сам. Он - великий!" Во время лечения Элиса от психического расстройства обнаружилась настоящая причина всему - чрезмерное злоупотребление алкоголем. Тогда Купер наконец-то начал лечиться. Возвращение. Звездные годы - 2. В 1986 году излечившийся и невероятно бодрый Купер оказался в состоянии выпустить новый альбом "Constrictor", реанимировавший старые "добрые" традиции. Он вернулся! Подростковый Франкенштейн снова в маске и он в безупречной форме! В одном из интервью, последовавших после выпуска альбома, Элис подробно рассказывал о том, как он буквально вернулся к жизни... "5-6 лет назад я выглядел намного старше, чем сейчас. Я выглядел на все 50... Когда я только начинал пить, в середине семидесятых, я выпивал две-три кружки пива после концерта. Вскоре я начал пить каждый день. Первую кружку я выпивал еще до завтрака, а ближе к вечеру переходил на виски... Когда я сейчас слушаю "Special Forces", "Zipper" или "Dada", то не могу вспомнить как я их записывал и работал над ними. Да я слышу: это - мой голос, мои тексты, моя музыка, но ни черта не могу вспомнить как это все появилось на свет. Я жил в каком-то тумане. Я был живым трупом. Хорошо, что это кончилось." Говоря о самом альбоме, можно сказать, что альбом получился классным. По музыке это уже большой шаг к тому, чем станет Купер на рубеже 90-х. Сплошной хардрок, никакого мюзикхолла и слюнявой сентиментальности. Лучшие вещи - "Life and Death of the Party" и "He's Back". В 1987 году выходит альбом "Raise your Fist and Yell". Настоящий металл! Действительно тяжелый альбом! Великолепная музыка. Просто идеальный вариант для того, чтобы всласть покайфовать на стадионе или в подобном месте!!! Тексты также металлистичны! "Верните радио маньякам!" "Мы будим металлистическое поколение. Мы не настолько глупы, как вы хотите сделать нас. Тебе лучше оставить нас в покое, мужик, потому что, я уверен, вы не сможете обладать нами." "Кнут щелкнет, моя кожа черна, также как мои глаза. Я собираюсь быть грубым, собираюсь быть порочным." Просто прекрасны тексты и непревзойденна музыка "Prince of Darkness" (Князь мира сего, Сатана), "Gail" и "Roses on White Lace". Только прочувствуйте эти красивые строки: "Я по-своему нежно целую невесту со своим кольцом на руке. Твои глаза и твой рот широко открыты. В моих глазах капли крови выглядят как розы на белых кружевах, их не утереть. В моем сознании, они - розы на белых кружевах, прямо от всего сердца". Настоятельно рекомендуется в домашнюю фонотеку настоящего металлиста!!! После длительного концертного тура Элис возвращается в студию и записывает шедевр "Trash" (1989) Сам Элис называл этот альбом "История любви с опасной вещью". Действительно, практически все песни - о любви. Открывает альбом подлинный хит "Poison", моментально вскочивший на первые строчки хит-парадов (такого успеха Купер не знал с 1977 года). Если вы когда-либо влюблялись, то поймете, о чем это. Другие убойнейшие вещи на этом диске - "House of Fire", "Bed of Nails" и "Hell is Living Without You"... В балладке "Only my Heart Talking" засветились глэмеры Aerosmith и мистер Бон Джови. Теперь все самое забавное по текстам. Ну, безусловный хит - новая интерпретация классики. В бессмертном романе Чернышевского "Что делать?" фигурирует некий Рахметов. Колоритнейшая личность, любившая понежиться на постельке, утыканной гвоздями. Элису эта идея безусловно понравилась, но он решил, что кайфовать одному как-то скучновато. Решение найдено - эту постель надобно разделить с подругой! (Пара слов блюстителям нравственности: Не воспринимайте буквально текст этой песни. Не настолько Купер садист. А вот вколотить ей кое-что Элис действительно обещал. Причём то, о чем последняя вещь альбома). Альбом можно назвать прижизненной классикой. Для записи следующего суперальбома Купер пригласил целую обойму рокзвезд высшего разряда - Оззи Осборна, парней из Motley Crue, Слэша из Ганзов (к слову у Guns'n'Roses Купер успел засветиться на потрясной вещичке The Garden вышедшего в этом же году незабываемого Use Your Illusion), Стива Вая и Джо Сатриани. Выпущенный в 1991 году альбом превзошел все ожидания. На мой вкус, этот альбом - не только лучший у Купера, но и одно из самых заводных творений мирового хард-рока. Заглавная "Hey Stoopid" заставляет задуматься о вреде наркотиков, о цене суицида и т.п. Остальные тексты также потрясающи - любовь, опасность и бесподобный оттяг, тяжелая и ярчайшая музыка, а в целом, если Вы слышали этот альбом, то описывать нечего - все бесподобно! Если нет, то - бегом в ближайший ларек! Хиты - "Hey Stoopid", "Love's a Loaded Gun", "Feed My Frankeinstein", "Die for You". Парень, не грусти, жизнь только начинается! И ты, дурочка, вытри-ка зареванные глаза и пойми, что "иногда и мужчина может истекать кровью. Когда он влюблен в тебя!" Сделай себе подарок - послушай альбом! В 1994 году выходит предпоследний альбом Купера, в рамках раскрутки которого даже создали специальный комикс. "The Last Temptation". Музыка на этом альбоме помягче, чем на четырех предыдущих, лирика довольно глубока и тесно переплетена с религиозными мотивами. Хит "Lost in America" говорит о жизни обыкновенного американского подростка. "I can't go to school cuz I ain't got a gun" Из остальных вещей выделяются прекрасные баллады "Stolen Prayer" и "It's Me" и заключительная "Cleansed by Fire". "Очищенная огнем" посвящена той самой ведьме (по имени Алиса), которая отдала Куперу свою магическую силу и власть над людскими умами. ("Ты сказала мне, что ничто не бесплатно за исключением моего собственного сумасшествия") Здесь я скажу пару слов о взаимоотношених Купера и христианской церкви (вернее, церквей, ибо их много в Америке). Но перед этим следует упомянуть то, что никогда не являлось тайной для давних любителей стиля "тяжелый рок", но может показаться открытием для неофитов. Элис - всего лишь сценический образ Винсента Фурнье - тихого и спокойного человека. "Тогда, в начале семидесятых, из жизни начали уходить многие звезды - Джим Моррисон, Джанис Джоплин, Джими Хендрикс. Я остановился, оглянулся и понял, что я не хочу вести такую бешеную жизнь, как они. Да, на сцене я могу быть жутким маньяком и настоящим пугалом, но ведь в жизни я не такой." И действительно, во всех местах, кроме сцены, Винсент - настоящий джентльмен, он вежлив, предупредителен и просто безукоризен. И если отбросить его увлечение алкоголем на одном из этапов жизни, то у него невозможно найти каких-то пороков. Соответствующей является позиция Винсента Фурнье по отношению к христианству: Я никогда не выступал против церкви, а всего лишь клеймил людские пороки, представляя своего персонажа сосредоточением всех грехов и зла на Земле. (В похожем духе высказывался о себе Оззи Осборн: "В своем лице я представляю Дьявола, чтобы люди знали с кем им надо бороться") Винсент же довольно нормально общается со священнослужителями, частенько посещает проповеди, а со своим отцом - священником баптистской церкви они и до сих пор частенько разговаривают на общефилософские темы. При этом их беседа всегда проходит в уважительных тонах, хотя иногда и перерастает в спор. Может быть вы были удивлены, узнав о другом Купере? Я - нисколько, ведь я всегда помнил народную мудрость: "В тихом омуте черти водятся". Сам я люблю говорить: "Внутри любого доктора Джекилла скрывается мистер Хайд". Жестокая планета. За шесть лет разделяющих "Последнее искушение" и "Жестокую планету" Элис успел выпустить сборник "Life and Crimes of Alice Cooper", подал в суд на группу KIss, нагло использовавшую мотив "I'm Eighteen" в своей "Dreamin'" и поучаствовал в школьной инсценировке по мотивам какого-то из произведений Диккенса. Дело происходило в той школе, где учились детишки Купера (между прочим, образцового отца и мужа) и м-ру Фурнье довелось играть роль самого страшного злодея, с которой он великолепно справился. Но мы поговорим не об этом, а о том. что в июне 2000 г. вышел последний на момент написания статьи альбом Элиса "Brutal Planet". Альбом получился поразительно тяжелым, просто дробящим мозги. Но я был к этому готов, так как еще до покупки альбома успел очутиться на концерте Элиса, который он сыграл 12 июня в Санкт-Петербурге. К концерту мы еще вернемся, а сейчас немного про альбом. Итак, альбом был сделан в индустриальном ключе. Я считаю этот альбом одним из лучших в данном направлении, так как основную тяжесть создает массивнейшее industrial звучание двух гитар, и в то же время ударные и бас играют в стандартном хардроковом духе. Итого, хардовая ритм-секция, невероятно жесткое звучание лидгитар, ощущаемое спинным мозгом и по-прежнему потрясный и практически "непримоченный" вокал Купера. О смысловой нагрузке альбома Элис/Винсент сказал в одном из интервью: "Brutal Planet - это будущее в представлении Элиса Купера. Не в моем представлении, а именно в представлении Элиса Купера, моего пожизненного героя. В жизни я - неисправимый оптимист, а Элис, напротив, пессимист. Элис видит все в мрачном свете, он потерял всякую надежду. Думаю, будущее в его представлении более театрально, чем в моем. Brutal Planet - это планета, на которой нет бога, это дьявольское место, где никому не хотелось бы оказаться. Это планета, где нет надежды, там тупо идет борьба за выживание. Все решает естественный отбор. Очень, очень неприятное место. И герои соответствующие - например, некий злобный молодой человек (Имеется ввиду песня "Wicked Young Man")... Этот альбом повествует о достаточно нелицеприятных вещах ... это некая социальная антиутопия... что-то из этого уже происходит и в наши дни. То, о чем говорится в песнях "Blow me a Kiss and Blow me Away" и "Pick up the Bones" , произошло в действительности. То есть многое из того, что считается "социальной фантастикой", "разгулом насилия", уже стало реальностью. И это лишь только начало..." Что же я могу в заключение сказать о волшебнике Винсенте Фурнье, который создал один из ярчайших сценических образов столетия, ужасного и немного трогательного Элиса? Безусловно, это - была прекрасная выдумка, на протяжении трех десятилетий потрясавшая воображение нескольких поколений любителей тяжелой музыки и послужившая причиной возникновения легионов групп-последователей. Музыка Twisted Sister и Motley Crue, сценическая маска Кинга Даймонда и даже женское имя Мэрилин Мэнсон - все это плоды с дерева, посаженного Элисом в начале семидесятых. Его музыка не только позволяет расслабиться в конце жестокого 20 столетия, но и заставляет задуматься над теми общечеловеческими проблемами, с которыми связана жизнь на маленьком голубом шарике... Эта музыка позволяет сохранить оптимизм даже тогда, когда смотришь в бездонную пропасть и все-таки веришь, что мир спасут любовь и человеческий разум.
Дискография 1969 - Pretties for You 1970 - Easy Action 1971 - Love It to Death 1971 - Killer 1972 - School's Out 1973 - Billion Dollar Babies 1974 - Muscle of Love 1975 - Welcome to my Nightmare 1976 - Alice Cooper Goes to Hell 1977 - Lace and Whiskey 1978 - From the Inside 1980 - Flush the Fashion 1981 - Special Forces 1982 - Zipper Catches Skin 1983 - Dada 1986 - Constrictor 1987 - Raise your Fist and Yell 1989 - Trash 1991 - Hey Stoopid 1994 - The Last Temptation 1999 - Life & Crimes of Alice Cooper 2000 - Brutal Planet 2001 - Dragontown 2003 - The Eyes Of Alice Cooper 2005 - Dirty Diamonds 2008 - Along Came A Spider