Начало Инициатором создания группы и автором изначальной концепции стал барабанщик Крис Кёртис (известный по участию в The Searchers), который в 1967 году прославился хитом Let’s Go To San Francisco, выпущенным под псевдонимом The Flowerpot Men. Именно Кёртис решил, что ядром нового коллектива должны стать: он сам, его брат, а также клавишник Джон Лорд (Jon Douglas Lord, род. 9 июня 1941 года в Лестере) и юный гитарист Ричи Блэкмор. Лорд (к тому времени получивший классическое музыкальное образование, увлекавшийся джазом и в качестве сешшнмэна принявший участие в записи You Really Got Me The Kinks) с энтузиазмом принял это предложение. Группу назвали Roundabout: в ее состав вошли Крис Кёртис (вокал), его брат Дэйв (вокал), Блэкмор (гитара), Лорд (клавишные), Ник Симпер (бас) и Бобби Вудман (ударные), который в 1950-х годах под псевдонимом Бобби Кларк играл в группе Винса Тейлора (англ.: Vince Taylor). Симпер успел поиграть в нескольких группах, самой известной из которых была Johnny Kidd & The New Pirates. Едва только Кертис увлек всех своей идеей «психоделической рок-карусели» с меняющимися участниками, как сам же к ней охладел. Хотел было уйти и Блэкмор (живший тогда в Гамбурге), но Лорд и Симпер уговорили его остаться — по крайней мере на время репетиций в Дании. Почти сразу же Ушел Вудман, но появились вокалист Род Эванс и барабанщик Иэн Пэйс: эти двое играли в The MI5 (группе, которая позже под названием The Maze выпустила два сингла в 1967 году). В числе вокалистов, прошедших прослушивание, был и Род Стюарт, который, по воспоминаниям Симпера, «был ужасен». Группа даже пыталась переманить Майка Харрисона из Spooky Tooth, но тот, как вспоминает Блэкмор, «не хотел об этом и слушать». С 22-летним Эвансом у микрофона группа провела короткое турне по Дании и тут же изменила название — на Deep Purple. 1968—1976 Весь материал дебютного альбома Shades Of Deep Purple был создан за два дня, в течение почти непрерывной 48-часовой студийной сессии в древнем особняке Хайли (Балькомб, Англия). Первым синглом была выпущена Hush американского кантри-певца Джо Саута. Однако, за основу группа взяла версию Билли Джо Ройала, с которой только и была в тот момент знакома. Сингл вышел в июле 1968 года на Parlophone Records, не имел успеха в Британии, но, к изумлению участников группы, попал в первую пятерку «Биллборда». За месяц до этого Deep Purple дебютировали на радио в программе Top Gear Джона Пила: их выступление произвело сильное впечатление. Второй альбом The Book Of Taliesyn (октябрь 1968 года) группа сконструировала по изначальной формуле, основные надежды связав с кавер-версиями. Kentucky Woman и River Deep — Mountain High имели умеренный успех, но его оказалось достаточно, чтобы протолкнуть пластинку в американскую «двадцатку». Deep Purple (1969) ознаменовал переход группы к более тяжелой музыке, примером чему может служить Lalena. Синглом, впрочем, вновь был выпущен кавер — Hallelujah (I Am The Preacher) (первая запись с участием Гиллана и Гловера), в альбом не вошедший. Активно работая на концертной сцене, группа развивалась стремительно, ужесточая звучание день ото дня. Свой последний концерт американского турне Deep Purple дали в первом отделении Cream. После них хэдлайнеров зрители свистом согнали со сцены. Центральной фигурой ансамбля постепенно стал Блэкмор, разработавший своеобразный метод игры со «случайным шумом» (путем манипуляций с усилителем). Именно он призвал коллег последовать путем Led Zeppelin и Black Sabbath. Новый поворот потребовал радикальных перемен: группу покинули Эванс и Симпер, на их место пришли Иэн Гиллан и Роджер Гловер, причем в связке (точно так же в свое время Эванс привел Пэйса). Сначала Гловер, получив предложение, от него отказался, но уже на следующий день изменил решение. «Первое время я чувствовал себя крайне неловко, давая автографы на обложках, где был изображен Ник», вспоминал он. Очень скоро, однако, стало ясно, что его сочный, мощный бас становится «якорем» нового звука, и что драматичный, экстравагантный вокал Гиллана идеально соответствует новому радикальному пути развития, который был предложен Блэкмором. Первый альбом нового состава Concerto For Group And Orchestra (в исполнении Deep Purple and the Royal Philharmonic Orchestra), не содержал ни намека на истинный потенциал квинтета. Записанный на концерте в Ройал Алберт-холле 24 сентября 1969 года, он был выпущен (в США) три месяца спустя и остался в истории группы не более чем своеобразным «псевдоклассическим» курьезом. Классический purple-саунд реализовался в Deep Purple In Rock: альбом вышел в сентябре 1970 года, имел огромный успех по обе стороны океана и в первой альбомной «тридцатке» Британии продержался более года. На тех же студийных сессиях был записан трек Black Night, выпущенный синглом, ставший всемирным хитом и поднявшийся до 2-го места в Британии. Выпущенный в июле 1971 года Fireball повторил успех предшественника. К этому времени Блэкмор, давший волю собственной эксцентричности, стал в Deep Purple «государством в государстве». «Если Ричи захочет сыграть соло на 150 тактов, он сыграет его и никто не сможет остановить его», — говорил Гиллан в интервью Melody Maker в сентябре 1971 года. Впрочем, той зимой о разногласиях все забыли: участники группы сплотились вновь перед лицом трудностей, с которыми столкнулись в ходе работы над следующей пластинкой.(Cм. Smoke On The Water) Альбом Machine Head вышел в марте 1972 года, поднялся до 1-го места в Британии и разошелся 3-миллионным тиражом в США, где сингл Smoke On The Water вошел в первую пятерку «Биллборда». Повторить этот успех было практически невозможно: неудивительно, что Who Do We Think We Are (декабрь 1972 года) разочаровал всех, и прежде всего самих музыкантов. Записанный на вилле неподалеку от Рима (где местные жители не уставали спрашивать: «Что они вообще о себе думают?» — отсюда и заголовок) в разгар внутренних неурядиц, альбом оказался нервным и рваным по настроению, хоть и содержал сильные вещи — «стадионную» Woman From Tokyo и оригинальную Mary Long (пример сатирической публицистики, характерный, скорее, для панк- чем для хард-рока). Словно бы предчувствуя скорый конец, ансамбль решил записать свое последнее совместное выступление в Японии, которое оказалось лучшим за всю их историю. «Идея живого альбома — добиться как можно более естественного звучания всех инструментом при энергетической подпитке от публики, которая способна вытянуть из группы такое, что она никогда не смогла бы создать в студии», — говорил Блэкмор. » Альбом Made In Japan по праву считается одним из трех лучших концертников в истории наряду с «Live At Leeds» The Who и «Get Yer Ya-Ya’s Out» (The Rolling Stones) Иэн Гиллан и Роджер Гловер объявили о своем уходе из Deep Purple одновременно. Первый на время покинул музыкальную сцену, занявшись мотоциклетным бизнесом, и вернулся три года спустя с Ian Gillan Band. Второй сконцентрировался на продюсерской деятельности. В июне 1973 года трое оставшихся участников Deep Purple пригласили вокалиста Дэвида Ковердэйла (который к тому времени работал в фэшшн-бутике) и поющего басиста Гленна Хьюза (экс-Trapeze). В феврале 1974 года был выпущен Burn: альбом ознаменовал триумфальное возвращение группы, но вместе с тем и перемену стиля: глубокий, богатый нюансами вокал Ковердейла и высокий бэкинг-вокал Хьюза придали новый, ритм-энд-блюзовый оттенок музыке Deep Purple, лишь в заглавном треке продемонстрировавших верность традициям классического арт-рока. В ноябре 1974 года вышел Stormbringer. Эпический заглавный трек, а также «Lady Double Dealer», «The Gypsy» и «Soldier Of Fortune» стали популярны на радио, но в целом материал оказался слабее — во многом потому, что Блэкмор (как сам он признавал позже), не одобряя увлечение остальных музыкантов «белым соул», лучшие идеи приберегал для Rainbow, куда и ушел в 1975 году. Для остальных участников группы это явилось потрясением, но сдаваться они не собирались и к удивлению многих нашли замену гитаристу, считавшемуся незаменимым — в лице Томми Болина, американского гитариста которого — согласно одной версии (изложенной в приложении к 4-томному бокс-сету) рекомендовал Ковердейл. Сам Болин в интервью Melody Maker в июне 1975 года (опубликованному на сайте Deep Purple Appreciation Society), утверждал, что он пришел на прослушивание по рекомендации Ричи Блэкмора. Болин, игравший до этого в Denny & The Triumphs, American Standard, Zephyr, известность получил благодаря участию в альбоме Билли Кобхэма Spectrum (1973), а также в альбомах Bang (1973) и Miami (1974) группы The James Gang. В альбоме Come Taste The Band (вышедшем в США в ноябре 1975 года) влияние Болина оказалось решающим: при поддержке Хьюза и Ковердейла он написал большую часть материала. Его композиция «Gettin' Tighter» (на слова Хьюза) стала популярным концертным стандартом, символизировавшим новое музыкальное направление, предпринятое группой. Однако гитарист к этому времени имел уже серьезно подсел на наркотики: концерт в марте 1976 года в Ливерпуле был практически сорван. 4 декабря 1976 года, вскоре после окончания работы над своим вторым сольным альбомом («Private Eyes») в Майами, Томми Болин скончался от передозировки. Ему было 25 лет. Группа распалась: Блэкмор продолжал выступать с Rainbow, Гиллан записал в США саундтрек к опере Jesus Christ Superstar, выпустил альбом Born Again (1983) и провел турне с Black Sabbath, заменив по иронии судьбы бывшего вокалиста Rainbow Ронни Джеймса Дио. (Еще более странным может показаться тот факт, что Тони Айомми первоначально предложил эту работу Дэвиду Ковердейлу, но тот отказался). 1984—2001 В начале 80-х годов о Deep Purple почти стали уже забывать, как вдруг (после встречи участников, проведенной в Коннектикуте) группа собралась в классическом составе (Блэкмор, Гиллан, Лорд, Пэйс, Гловер) и выпустила Perfect Strangers, за которым последовало начавшееся в Австралии успешное мировое турне. В Британии группа дала лишь один концерт — на фестивале в Небуорте. Но после выхода The House Of Blue Light (1987) стало ясно, что союз продлится недолго. К моменту выхода концертного альбома Nobody’s Perfect летом 1988 года Гиллан объявил об уходе. Группа вновь удивила всех, призвав на помощь Джо Линна Тернера, незадолго до этого заменившего Грэхэма Боннета в Rainbow. Заменив Гиллана он, по собственному выражению, «реализовал мечту всей своей жизни». С Тернером группа записала Slaves And Masters (1990) и вышла в турне. (Блэкмор отзывался о пластинке в превосходной степени, но музыкальная критика сочла, что она больше похожа на альбом Rainbow). По окончании турне Тернера выдавили из состава, потому что 25-летие группы Лорд, Пэйс, Гловер и записывающая компания хотели встретить с Гилланом в составе. Блэкмор нехотя подчинился общему решению, и классическая пятерка записала The Battle Rages On, но в ходе европейского турне отношения Гиллана и Блэкмора вновь обострились. В ноябре 1993 года Блэкмор ушел пообещав больше не возвращаться. Группа завершила гастроли с Джо Сатриани, который оставался в составе до лета 1994 года, но вынужден был уйти из-за контрактных обязательств. На его место участники группы единодушно избрали Стива Морса (Dixie Dregs, Kansas) и с ним записали стилистически разнообразный Purpendicular и более хард-рооковый Abandon (1998). В 1999 году Джон Лорд восстановил утерянные нотные записи Concerto for Group and Orchestra; произведение было вновь исполнено в Ройал Алберт-Холле в сентябре 1999 года, на этот раз с Лондонским симфоническим оркестром и дирижером Полом Манном. В 2000 году вышел альбом In Concert with the London Symphony Orchestra. Весной 2001 года два аналогичных концерта были проведены в Токио и выпущены как часть бокс-сета The Soundboard Series. 2002 В 2002 году Джон Лорд объявил о намерении заняться сольными проектами, и его место занял Дон Эйри (Rainbow/Ozzy Osbourne). Год спустя новый состав выпусти первый за пять лет студийный альбом Bananas (получивший перевосходные отзывы прессы и раскритикованный лишь за название) и тут же вышли на гастроли. В июле 2005 года они ыступили в Парк-плейс (Барри, Онтарио) в рамках фестиваля Live 8, а в октябре того же года выпустили Rapture of the Deep, за которым последовал Rapture of the Deep tour. В феврале 2007 года Иэн Гиллан обратился к фэнам с призывом не покупать концертный альбом, выпущенный Sony BMG. Запись, сделанная в бирмингемском National Exhibition Center (NEC), уже выходила бутлегами. Гиллан назвал этот концерт одним из худших в его жизни. В начале 2008 года «Газпром» пригласил Deep Purple выступить на специальном концерте, посвященном 15-летию компании — в качестве благодарности Дмитрию Медведеву, давнему поклоннику коллектива (имеющему в своей личной коллекции все его альбомы), который после президентских выборов покинет пост председателя совета директоров. Концерт состоялся 11 февраля 2008 года в КДС: группа исполнила 7 песен и была тепло принята 6 тысячами зрителей, что явилось свидетельсвом (по выражению лондонской «Таймс») «демонстрации редкой в наши дни гармонии в англо-российских отношениях». Дискография 1968 - Shades of Deep Purple 1969 - Deep Purple 1969 - The Book of Taliesyn 1970 - Deep Purple in Rock 1971 - Fireball 1972 - Machine Head 1973 - Who Do We Think We Are 1974 - Burn 1974 - Stormbringer 1975 - Come Taste the Band 1977 - Deep Purple 1980 - New Live & Rare [Trio] 1984 - Perfect Strangers 1985 - Fireworks 1987 - The House of Blue Light 1990 - Slaves and Masters 1991 - Deep Purple [Creative Sounds] 1992 - The Battle Rages On... 1996 - Purpendicular 1998 - The Gemini Suite 1998 - Abandon 1998 - Butterfly Ball Wizards Convention 1998 - Child in Time 1999 - In London Import 2000 - Deep Purple [Liberty] 2000 - Shades of Deep Purple [Bonus Tracks] 2000 - Days May Come and Days May Go: The 1975 California Rehearsals 2001 - Under the Gun 2002 - Royal Philharmonic Orchestra 2003 - Bananas 2003 - Deep Purple and Friends 2004 - Total Abandon 2005 - Rapture of the Deep 2006 - Shades of Deep Purple [Creative Sounds]
|