Немногие музыкальные коллективы с достоинством выдержали проверку суровым временем и не скатились на обочину индустрии, ведь за сорок последних лет в этом мире всё изменилось коренным образом. Конъюнктура рынка развивалась скачкообразно, и даже такие, казалось бы, непотопляемые колоссы с безграничным влиянием, как Yes, не смогли усидеть на стульях разных эпох. Законы жанра, оказавшиеся неотъемлемыми характеристиками первой половины 70-х – времени расцвета британского арт-рока, стали непригодными для сумбура последующих декад. Маловразумительные попытки Джона Андерсона и нового состава Yes делать хорошую мину при странной игре оказались понятыми лишь отчасти. Пластинки "Going For The One" (1977) и "Tormato" (1978) в полной мере олицетворяют разброд и шатания в творческих понятиях группы. Андерсон осознал всю двусмысленность ситуации раньше и ушёл, его верный соратник – гитарист Стив Хоу – протянул ещё пару лет, закончив своё участие в Yes после холодно принятого опуса "Drama" (1980). История одной из влиятельнейших команд современности грозила накрыться медным тазом, но классики жанра продемонстрировали удивительную живучесть и способность к мимикрии, адаптации к среде, смертельно опасной для чуткой и ранимой атмосферы их творчества. Талант Тревора Рэбина, фактически нового основного композитора Yes, и возвращение в строй лидера – Джона Андерсона – вдохнули жизнь в ослабевшую тушку группы. Диск "90125" (1983), получившийся в значительной степени эстрадным, отдал дань накрывавшей мир с головой волне брит-попа, что сказалось на продажах – сингл "Owner Of A Lonely Heart" доехал до престижных мест в чартах. Последующие десять лет обернулись новым уходом Андерсона (понравилось!), выпуском двух неплохих альбомов и очередным возрождением легендарной группы, здравствующей и поныне. Собрание "акционеров" Yes в 1994 году привело к оформлению очередного состава, в который вписались Джон Андерсон, Трэвор Рэбин, Крис Сквайр, Тони Кей и Алан Уайт. Результат, сконцентрировавшийся на пространстве семи композиций "Talk", по своему характеру казался вполне предсказуемым, но качество готового продукта превзошло все ожидания. Пластинка отличается весомой простотой – релизы последних пятнадцати лет установили новые каноны для Yes, несовместимые с лавинными структурами первой половины 70-х. При этом работа представляется удивительно целостной, с массой ярких моментов. Дуэт Рэбин – Андерсон разрядили целую обойму хитов, которые настойчиво стучатся к вам в сердце. "The Calling" или "Walls" своими совершенно фантастическими мелодиями просто завораживают, что в особенности относится к гармониям, по части которых Андерсон всегда был несравненным гуру. За счёт какого-нибудь незначительного, на первый взгляд, мазка импровизированной кисти аранжировщики поднимают мелодику на недосягаемую высоту. Хорош Рэбин и как гитарист – ничего оригинального он не делает, но в настроение Yes попадает очень точно. В завершении пятёрка предлагает на наш суд некий эксперимент – 15-минутную трёхчастную вещь "Endless Dream", разительно отличающуюся от остального материала. Здесь и бесподобное гитарное пассе в самом начале, и яркие отсылки к старым работам группы, занятная структура и даже элементы прог-метала. Во время рекорд-сессии музыканты использовали не обыденную ленту, а компьютер, что несомненно отразилось на звучании (особенно ударных), но характер материала отлично ложится на специфический саунд. 55 минут записи пролетают как одна! Возможно, лучшая пластинка хедлайнеров арт-рока в постклассический период.
|