Не ловили ли Вы себя на мысли, что, когда Вы слушаете авангардную музыку в духе Штокгаузена или смотрите на полотна Малевича или Пикассо, то Вам иногда кажется, что Вас просто надувают? Не проскальзывает ли коварная мысль, от которой Вы спешите отмахнуться, будто в этих работах и нет никакой глубины и высокого вкуса, а вся их масштабность, значимость и высокохудожественность высосаны из пальца, и что вообще все это - чепуха и халтура, а сами композиторы или художники просто решили посмеяться над своими поклонниками-снобами, выдав совершенно никчемную мазню или хаотичный набор звуков за очередной якобы шедевр? Согласитесь, такие мысли иногда приходят в голову. Приходят они и при прослушивании шестого студийного альбома Yes, на четырех сторонах которого размещены всего четыре композиции. Объективных критериев для оценки высокохудожественности того или иного произведения нет и быть не может, т.к. сама природа искусства сугубо субъективна. Мало того, что оно (искусство) отображает субъективное видение художника какого-то мира (внутреннего, внешнего или какого-то третьего - не важно), так еще и восприятие той или иной работы носит исключительно субъективный характер. Единственное, на что можно полагаться при восприятии и оценке - это опыт. Да, именно опыт, как чувственный, так и рациональный, формирует вкус, позволяет нам отличать одно произведение от другого, делать различия между халтурой и подлинным шедевром, оценивать и предвидеть. И чем богаче этот опыт, тем как бы "объективнее" (насколько это слово вообще применимо к искусству) взгляд на ту или иную работу. Возможно, кому-то прийдутся не по душе приведенные выше философские выкладки (кстати, не обязательно верные), но без философии работу "Tales From Topographic Oceans" не понять. "В лоб" такие работы просто не воспринимаются, т.к. являют собой нечто большее, чем просто очередной альбом в стиле арт-рок. И если предыдущий альбом группы "Close To The Edge" - это работа художественная, то "Tales..." - скорее, философская. И для ее полноценного восприятия необходима не только эстетическая чуткость, но и глубокое осмысление. Нужен и опыт, о котором говорилось выше: люди, никогда ранее не слышавшие арт- или прог-рок, или знакомые с ним поверхностно, вряд ли смогут оценить эту работу или хотя бы дослушать ее до конца. Шестой альбом Yes оказался одним из самых спорных моментов в дискографии группы. Мнения относительно данного альбома не просто диаметрально противоположны: этой работой Yes многих запутали настолько, что зачастую возникают пустые и долгие споры о том, как вообще отличить гениальную работу от полного бреда. Нет смысла детально разбирать причины подобного отношения к альбому (особенно в рамках данной реценции), но определенные размышления по этому поводу все же уместны. Но прежде всего обратимся собственно к музыке на диске. Структура альбома - по одной продолжительной композиции на каждой из сторон двух дисков - не является каким-то новшеством в прогрессивном роке. Так был, например, скомпонован третий альбом Soft Machine. Однако, если у последних подобная структура определялась, скорее, импровизационным характером музыки, то у Yes - это исключительно композиторский замысел, и число сторон этого альбома с легкой руки Андерсона стало равным количеству океанов, времен года и сторон света на планете Земля. Увлечение Андерсона древней философией и историей уже давно стало притчей во языцех, и не удивительно, что и в этот раз идея создания "Tales From Topograpic Oceans" была почерпнута именно оттуда. На первой стороне альбома представлена тема (а все четыре композиции здесь называются "темами" - "movements") "The Revealing Science of God - Dance of the Dawn", начинающаяся чем-то вроде молитвы или заклинания. Вокал Андерсона, очень деликатный, иногда почти что шепот, речетативом напевает текст под минимальный аккомпанимент; постепенно нарастает напряжение, подключаются ударные и клавишные, и Андерсон поет уже в сопровождении Хау и Сквайра; в какой-то момент наступает кульминация и после небольшого ударного проигрыша начинается основная тема данной композиции. Почти вся "тема" проходит в неторопливом темпе, мелодии плывут одна за другой, иногда уступая место соло Хау или Уэйкмана. Голос Андерсона здесь звучит патетически и очень вдохновенно. Вторую сторону занимает тема "The Remembering - High In the Memory" с прекрасной органной мелодией поверх мелодичных гитарных переборов во вступлении. Здесь мелодических линий поменьше, чем на предыдущей вещи, и сама пьеса имеет более атмосферный характер, в основном, благодаря частым "космическим" экзерсисам Уэйкмана. Однако где-то в середине неожиданно появляется интереснейшая часть с акустическими гитарами, играющими нечто итало-балканское по духу. Голос Андерсона, идеально вписывающийся в подобное сопровождение (кстати, весьма нетипичное для Yes), здесь даже напоминает молодого, периода Aphrodite's Child, Демиса Руссоса. На третьей стороне располагается "The Ancient - Giants Under the Sun". Это наиболее экспериментальная пьеса на альбоме с минимумом вокала. Особенно здесь отличился Хау, чья гитарная работа очень впечатляет: от завывающей гитары во вступлении, через хаотичное звукоизвлечение в середине и до очень мелодичной акустики в концовке. Четвертая сторона - под сюитой "Ritual - Nous Sommes du Soleil", которая уже давно стала концертной коронкой ансамбля. Резкое вступление, переходящее в изумительную гитарную мелодию на фоне Меллотрона, патетическое пение Андерсона, цитаты из остальных "тем" альбома, и грандиозный и эмоциональный финал - все это придает альбому целостность и делает его поистине монументальным произведением, а саму композицию - одной из сильнейших в творчестве группы. На мой взгляд, именно на этот альбом приходится пик творческой самореализации группы. Нравится этот альбом или нет - дело вкуса, но отношение к этой работе целиком определяет отношение к группе как таковой. Можно бесконечно восхищаться монументальностью и космизмом этой работы, а можно и предавать ее анафеме за непомерную пафосность и претенциозность. Но как бы там ни было, это Yes в чистом виде.