В середине 90-х классический блэк-метал сказал свое слово, уступая место эклектике или авангардным работам. Тогда как авангардные эксперименты почти всегда появлялись единичными альбомами, редко находя себе близких по духу попутчиков, менее экстравагантные попытки иногда давали начало целому течению в тяжелой музыке. В 1995 году в Ирландии такой командой стали Cruahan, своим дебютом положив начало кельтскому фольк-металу. Эффект от выхода диска был столь велик, что почти любую группу, обратившуюся к языческому наследию Британских островов, ожидала судьба остаться в тени «Tuatha na Gael». Иначе чем объяснить, что отнюдь не плохой, обладающий всеми качествами для того, чтобы считаться отличной работой, материал Waylander был практически не замечен? Cruahan был смел, но сумбурен; неординарен, но отвратительно записан; интересен, но слегка однообразен. Waylander три года спустя сделали свою работу с толком и с расстановкой (да и просто другой), почти отказавшись от среднетемповых композиций и аккуратно пронизав языческую ярость и ненастырные фольковые мотивы думовым настроением. В эмоциональном спектре северо-ирландцев нашлось место только двум составляющим: меланхолии и гневу. Но, несмотря на почти маршевый ритм и сырой гитарный звук, «Reawakening Pride Once Lost» прежде всего созерцательное произведение. В упоении мощью чувствуется что-то отрешенное и печальное. Даже флейта, у соотечественников (и их последователей по всему миру) в итоге превратившаяся в инструмент кабаков и веселых посиделок, наоборот, подчеркивает настроение альбома. Флейта повсеместна; акустика же преобладает к концу диска, притом не только в качестве соло-передышек, но и наперекор местами абсолютно дэт-металической экспрессии. Погоду делает ударник, работающий в нестандартной технике: в буклете указаны ирландские боевые барабаны, иногда гулко дающие знать о своем пробуждении. Воин Waylander подымает забытый языческий дух лишь ради одной последней битвы; жадно дыша, он танцует на поле битвы один, заворожено глядя в глаза своей судьбе: «the darkness is close at hand…».