Интересно, если бы Валфар был сейчас жив, как бы он воспринял нынешнее творчество своих бывших соратников по WINDIR? Впрочем, несмотря на то, что вопрос этот риторический, музыканты его группы, продолжившие свою деятельность после гибели своего лидера под названием VREID, дают на него ответ. Музыкальные идеи, которые развивает этот квартет были заложены еще WINDIR. Традиционная скандинавская мелодика, опирающаяся на корни фольклорной музыки соединена с суровой экспрессией скандинавского же блэк-метал, полученное полотно прошито нитями европейской классической музыки (незаметно, но крепко скрепившими ткань), и на эту основу нанесен рисунок, имеющий современные мотивы (от индустриальных до трэш- и модерн-металлических). Чем-то подобным сегодня в Норвегии занимаются многие: от TIDFALL (с большим акцентом на "современность") до KAMPFAR (наоборот, смотрящих в сторону "фольклорности"), но на этом фоне VREID, похоже сумели не затеряться. И отнюдь не только из-за статуса "продолжателей" WINDIR. На этом можно было протянуть альбом-другой, но перед нами уже третья и очень зрелая работа коллектива. Каждая песня на "I KRIG" (переводится - "На Войне") - как отдельный яркий музыкальный спектакль, но все вместе они создают единое законченное произведение, литературную основу которого составила фронтовая поэзия норвежского поэта Гуннара Рейсса-Андерсена, антифашиста, участника норвежского Сопротивления времен Второй мировой войны. Впрочем, подавляющее большинство российских (да и не только российских) слушателей норвежского языка не понимают (хотя стихи Рейсса-Андерсена в русском переводе, не говоря уж про английский, найти можно) - но не беда. Музыканты VREID наполняют свои композиции таким эмоциональным содержанием, что перевод и не требуется. Здесь и боевой настрой "Jarnbyrd", и тревожное ожидание "I Krig", и злая ярость "Folkefiendar", и далеко не тихая скорбь "Dei Daude Steig Av Grav", и воспоминание о недалеком прошлом "Millom Hav Og Fjell" (с мелодией, стилизованной под 40-е годы), озвученное голосом Грутле Чельсона из ENSLAVED. Единая канва, единое музыкальное решение и такое разное содержание... Конечно, "человек на войне" - тема в искусстве, в том числе и в музыкальном, далеко не новая. А уж блэк-металлисты всех мастей измусолили ее до состояния растаявшего леденца. Но VREID нашли, что сказать. Война как мерило человеческого духа, как испытание народной воли и как величайшая трагедия. А для одного конкретного человека-творца - как вдохновитель творчества, влияющий на всю последующую жизнь и работу... Не знаю, думаю, что Валфар мог бы гордиться своими соратниками. (Диск предоставлен компанией "Фоно")