Появление на гитарной сцене в 1983 году Ингви Мальмстина стало по-своему поворотным моментом в дальнейшем развитии гитарной музыки. Возник новый гитарный стиль, shred, который доселе был никому не известен и который перевернет в 80-ых мировозрение всех начинающих, да и не только, гитаристов. Безумно скоростные пассажи, стремительные арпеджио и нео-классический саунд под влиянием великих композиторов прошлого в исполнение молодого гитарного героя из Швеции, сразили весь гитарный мир и поставили на уши все гитарные журналы, которые трубили о пришествии "Нового Короля" шести струн. Cаунд и техника Ингви выглядели обескураживающе на фоне того, что делали гитаристы того времени и их предшественники. Тысячи молодых гитаристов бросают "старую школу", которая была заложена роком 60 - 70-ых , а именно Джимми Хендриксом, Ричи Блэкмором и Джимми Пейджем, и начинают днем и ночью разучивать музыку Ингви, стараясь добиться такой же техники и нео-классического звучания. Постепенно появляются новые виртуозы: Tony MacAlpine, Marty Friedman, Jason Becker, Joey Tafolla, Greg Howe, которые приходят на смену мастерам 70-ых. В числе "молодых и подающих надежды" оказался и Vinnie Moore. Ворвавшийся в самом начале 80-ых на музыкальную арену heavy metal вынудил музыкальные лейблы и звукозаписывающие компании обратить пристальное внимание на набирающий обороты жанр. Рынок стал наводняться всевозможными стилями и самобытными группами, которые стали развивать роковые традиции, заложенные в 70-ых годах, привнося в рок, а точнее метал 80-ых, что-то свое, особенное. Гитарное дело продалжалось развиваться параллельно развивающемуся металлическому движению. На этой волне молодой американец Майк Варни, интересующийся гитарой, организовывает в 1980 году первый в США металический лейбл Shrapnel Records, который занимается поиском молодых гитарных дарований по всей Америке. У Варни была своя колонка в музыкальном журнале, в которой проводился обзор молодых гитаристов, которые присылали Майку свои записи. На объявление наткнулся молодой Ингви и отправил, не веря в успех, свою демку. Майка очень заинтересовал загадочный паренек из Швеции, а особенно его музыка, а главное - исполнение. Ингви приглашают в Америку, где Майк пристраивает его к молодой неопытной группе Steeler. Это и было первое явление миру shred'а в исполнение молодого, пока еще никому неизвестного, виртуоза. Группа быстро распалась, Ингви перешел в Alcatrazz к Грему Боннету, а потом и вовсе занялся сольной деятельностью, выпустив легендарный инструментальный шредовый нео-классический шедевр "Rising Force". Именно эта работа, да и дебют со Steeler, и последующая работа в Alcatrazz, определили на тот момент новое лицо гитарной музыки. Хотя до записи Steeler на Shrapnel было выпущено несколько дисков (первые из них были сборники, которые включали вещи молодых начинающих американских групп, а также группа Hawaii, в которой играл молодой Marty Friedman), до настоящего гитарного бума еще было далеко. Только после выхода Steeler Shrapnel Records становится поставщиком гитарных виртуозов на музыкальный рынок. Первым по-настоящему гитарным сольным диском стал "Edge Of Insanity" Tony MacAlpine, который тоже всерьез увлекся работами и музокой Ингви, добавив к идеям "молодого маэстро" cвой талант хорошего пианиста, совмещая виртуозность гитариста с фортепьянными "фишками" Шопена. Дебют МакАлпайна имел большой успех и на него сразу обратили внимание журналы, освещающие гитарную музыку. Уже к концу 80-ых имя МакАлпайна наравне называлось с Мальмстином, тем самым подчеркивая его высочайшее мастерство и способность играть не только быстро, но и главное по-другому, чему способствовало увлечение Тони фортепьянной музыкой, а в особенности Шопеном. Но это было только начало. После успешного релиза Tony MacAlpine Shrapnel запускает очередную бомбу. Никому неизвестный гитарист Винни Мур со своим альбом "Mind's Eye" врывается на гитарный Олимп вслед за MaкАлпайном и Мальмстином. Хотя до этого Винни уже играл в группе Vicious Rumors, c которой в 1985 году выпустил диск "Soldiers Of The Night", после чего приступил к сольной работе. Именно о диске "Mind's Eye" мы детально и поговорим. Выпуская этот диск Винни беспорно ориентировался на лучших гитаристов прошлого и, конечно, на виртуозов настоящего: Мальмстина и МакАлпайна. Новомодный шред подхватили все: это было модно, вызывающе и нестандартно. Впитав традиции классической музыки, работ Мальмстина, Блэкмора и дебюта МакАлпайна, Мур выпускает, пожалуй, один из лучших шредовых альбом за все время существования стиля. Этот альбом и сейчас является эталоном для любого гитариста, который играет нео-классику и шред. Да и вряд ли когда-нибудь будут еще подобные работы, такое повторить ой как тяжело, а превзойти - почти невозможно, если только сам господин Мур не станет моложе лет этак на 20 или маэстро Мальмстин не выпустит очередной "Rising Force". Но это скорее из области фантастики. Итак, в начале о стилистике этой пластинки. Это типичный шред с сумасшедшой скоростной гитарой (Ibanez, а не Fender Stratocaster, как мы привыкли), со стремительными, режущими слух, но в тоже время безумно мелодичными и виртуозными пассажами, с быстрыми арпеджио в стиле sweep picking, классическим влиянием, с очевидым налетом "мальмстинизма" и с типичным металическим саундом, сопровождающимся жесткими риффами в духе классического heavy metal 80-ых. Но все-таки стоит отметить, что не стоит ждать сходства с "Rising Force" Мальмстина, где звучание гораздо более классическое или, скажем, приближено к классическому, а скорее искать параллели с "Edge Of Insanity". Звучание "Mind's Eye" имеет сходство именно с диском МакАлпайна, но влияние музыкальное и техническое, как на одном, так и на другом диске, базируется на "Rising Force". Если слушатель полон надежд услышать очередной "Rising Force", то я его должен огорчить. Это не "Rising Force". Это Винни Мур. Это и хорошо, что американские гитаристы все-таки чем-то, да и отличались от Ингви, хотя сам маэстро Мальмстин по этому поводу очень сильно переживает и считает, что "его сдирали под копирку". Хотя, нужно признаться, что доля правды в его словах есть. Но тем не менее уклон даже больше в хэви, чем в Мальмстина, чувствуются общие музыкальные американские корни с МакАлпайном. Разобравшись со стилистикой мы переходим к составу. Отметим, что Винни помогает никто иной, как сам Тони МакАлпайн, который любезно и притом прекрасно сыграл на клавишных, дополняя витиеватые пассажи Мура и заполняя редко остающееся пространство, поскольку Винни неустанно демонстрирует свое виртуозное владение инструментом и практически заполняет все пробелы своими соло или проигрышами. Но, тем не менее, Тони придал альбому что ли объем, если хотите, то самое необходимое разнообразие и ту свежесть, с которой слушается этот диск, дополнил его синтезаторными вставками, чем занимался Мальмстин, а потом стали занимаються и другие гитаристы, привлекая к работе активно клавишные, прекрасными сопровождениями на синтезаторе гитарных ходов и соло Мура, что предало альбому некий шарм и классическое звучаение. За барабанами появился Томми Олдридж, который побарабанил во множестве известнейших коллективах и в представлении не нуждается. Что стоит его участие в группе Оззи Осборна. В этом же году он вместе со своим напарником Руди Сарзо (Ozzy Osbourne), с Тони МакАлпайном и с молодым вокалистом Робом Роком создадут проект M.A.R.S. - "Project Driver". По большому счету, это был проект Тони. Проект распался и Сарзо и Олдридж ушли в Whitesnake к Дэвиду Ковердейлу. МакАлпайн продолжил свою сольную карьеру, а Роб Рок получил "путевку в металическую жизнь". Получив мощную ритм-секцию в лице Олдриджа и бассиста Энди Веста Винни мог быть спокоен за тыл, так как ребята поработали на славу. Бочки Олдриджа прекрасно дополняют энергетику музыки Винни, а в его умении придавать музыке необходимый драйв никто не сомневается. Что касается композиций, то они все, за малым исключением, энергичные, построенные на жестких риффах и на прекрасных гитарных партиях. Альбом открывается мощными риффами "In Control", которые дополняются проигрышами и пассажами на второй гитаре. Основная мелодия, запоминающаяся и задорная, плавно перетекающая в соло, а потом наступает черед клавишных. Этот трек доставит удовольствие как любителям старого-доброго хэви, так и фанам гитары. "Daydream" - среднетемповая композиция с убийственной гитарой, но с приятной нежной главной темой. Здесь вам и гитара, и клавишные, и феноменальная техника. "Saved By A Miracle" начинается со вступления на классической гитаре, от которого мороз пробегает по коже. Далее начинается основная тема, которая застревает сражу же в голове и повторяется дважды, и наступает черед Томми Олдриджа. Почти двухминутное барабанное соло перетекает в основную тему. Энергичная вещь, котрая может вам поднять настроение. "Hero Without Honor" cостоит из нескольких частей. Первая часть - это медленное вступление, не имеющее ничего общего со шредом, а далее, как и привыкли: 100% шред. Особенно запоминается проигрыш в середине композиции. Такого рода вставки очень характерны для Мура и предают музыке необходимую свежесть. Далее наступает черед разрушительно-помпезной "Lifeforce". Название композиции говорит само за себя: музыка энергичная и взрывная. Начинается композиция с крепкого риффа, который стремительно переходит в пассажи Мура, создающие очередную хитовую мелодию. Под такую вещь рекомендуется мчаться на автомобиле с музыкой, включенной на полную катушку. Несомненный хит альбома. "N.N.Y." - логическое продолжение "Lifeforce". Та же энергетика, бьющая через край, та же красивая гитара, те же прекрасные запоминающиеся пассажи. Как и "Lifeforce" украсит металический список ваших любимых композиций. "Mind's Eye" - cостоит из двух частей. Первая часть энергичная, в которой проходит основая тема, которая тоже вертится в голове. Вторая часть спокойная, чувственная. "Shades Of Yesterday" рисует нам картины теней в ночи, которые приследуют нас вместе с жесткими гитарными риффами и достигают в прекрасном проигрыше. Вещь с налетом грусти, но ни в коем случае не занудная, а, как обычно, по-муровски энергичная и цепляющая до глубины души. Именно "Shades Of Yesterday" и "The Joгrney" выбиваются из контекста пластинки своей стилистической направленностью. В "Shades.." - грусть, в "The Journey" - мечты о путешествиях, которые уносят нас далеко, как "тени вчерашнего дня" и остальные динамичные композиции альбома. "Путешествие" получилось спокойным и торжественным без серьезного уклона в нео-классицизм и шред. Также грустная, среднетемповая, навевающая воспоминания и тоску о прошлом. Таким образом, диск получился шедевральным. И не зря по опросу журнала "Guitar One Magazine" занял 3-е место среди лучших шредовых творений, уступив лишь "Rising Force" Мальмстина и "Live: Extreme Volume" от Racer X. На диске нет ни одной слабой композиции, все слушаются на-ура и не заставляют скучать, несмотря на то, что не все в восторге от гитарных "шедевров" или "поливалова", которое просто не все не то что не могут понять, да и не могут даже прослушать до конца. Здесь вам обеспечено полное внимание и наслаждение настоящей музыкой, которую многие недооценивают. Для гитаристов диск просто необходим, так как это школа игры на гитаре на равне с Мальмстином и МакАлпайном, Бейкером и Фридманом, Тафоллой и Хоу. Металистам диск тоже должен прийтись по душе. Но все равно будут недовольные или просто неподготовленные к таким работам слушатели, которые просто не поймут глубины и силы такой музыки, а главное - работы и труда, мастерства, которое оттачивалось годами, чтобы в итоге достичь такой виртуозности исполнения. Это талант и громадное упорство и адский ежедневный труд, в котором рождается такая музыка. "Mind's Eye" всегда будет эталоном качества и проверкой молодого "бойца" на прочность, на способность создавать нечто близкое, созданное Муром. Как не крути, а это один из самых значимых гитарных релизов всех времен, который определил требования, рамки и каноны стиля шред, которых придерживаются; эта живая школа, которую нужно пройти каждому молодому гитаристу. Наконец, это прекрасная музыка. Рекомендуется всем для ознакомления и развития музыкального вкуса.
P.S.: Лучше было бы отправить этот альбом в категорию "Гитарная музыка", так как не все смогут по достоинству оценить данное творение. Так как такой категории на сайте нет, то придется вынести такой приговор: - для гитаристов (или кто интерисуется гитарой): оценка 10 баллов - для металистов и рокеров, которые не зажаты в рамки только hard'n'heavy, а смыслят и в классике и в серьезной музыке: 10 баллов - для всех остальных: без оценки Такую музыку нужно озаглавить "for fans only".