Музыканты AMBEHR уже довольно давно анонсировали свой русскоязычный альбом, который я ждал с интересом (уж очень нравилось их прежнее творчество), но даже и предположить не мог, что вместе с языком ребята коренным образом поменяют и стиль... Что ж, новое обличие группы оказалось ей к лицу в не меньшей степени, чем великолепные модели "SPIDER'S WEB" и "SWORD'S SONG", а это уже признак настоящего мастерства. Впрочем, начало альбома кардинальных перемен не предвещало. Заглавная "Черная Дорога" вполне представима на любой из предыдущих работ AMBEHR - такой прогрессивный трэш-метал, наличие в котором русских вокальных интонаций принципиально стилистику не меняло, разве что слегка приближало ее к TUMULUS и, отчасти, позднему BUTTERFLY TEMPLE, при всей непохожести этих групп. Во второй композиции стилизация под славянский фольклор стала более явной, Арт запел чистым вокалом, но все это еще можно было, пусть и c некоторой натяжкой, принять за вариацию прежнего AMBEHR. А вот все остальное... Все остальное представляет собой собрание прекрасных рок-баллад, одна краше другой, вот только с музыкой экс- и нынешних ереванцев имеет мало общего. Но что с того! Навязчивых славянских мотивов, властвовавших в первых композициях, практически не осталось, и слава богам! Они были бы неуместны в этих романтических и, порой, щемящих душу и сердце песнях. Впрочем, если их незаметно, это не значит, что их там нет. Скорее они слились с мотивами армянскими и западноевропейскими, переплавившись в нечто уникальное, ни на что непохожее и очень красивое. Кстати, две песни ("Она одна" и "Шаг во Мрак") написаны по мотивам композиций с альбома "Spider's Web", но если в первой из них первоисточник хоть как-то угадывается, то вторую узнать просто невозможно. Былые металлические боевики превратились в нечто подобное шансону (только не в русском понимании этого стиля), где царствует вокальный дуэт Марины и Арта, а печальные стихи ввергают в состояние какой-то непонятной ностальгии по чему-то несбывшемуся. Ну а завершается все просто-таки погребальным плачем, в котором в музыку вновь возвращаются русские фольклорные мотивы, на сей раз смешанные с европейским средневековьем (или мне показалось?). Но перед этим нас ждет великолепное исполнение песни Матвея Блантера военной поры. В отличие от мурманчан МОР, которые изрядно переработали "Скалистые Горы", АМБЕР отнеслись к первоисточнику очень бережно: просто добавили тяжелых риффов, которые придали песне экспрессии, и все. Зато голос Марины в этой вещи словно бы принадлежит певице, пришедшей из сороковых годов - манера исполнения стилизована удивительно тонко. Но и Арт не отстает - оказывается помимо скрима он обладает очень красивым, пусть и не слишком сильным, тенором. Вообще вокальные партии на "ЧЕРНОЙ ДОРОГЕ" распределены весьма необычно для "тяжелой" музыки, где обычно мужские и женские голоса принято четко разделять и практически никогда не используется дуэт как таковой. У АМБЕР же большинство песен Марина и Арт поют именно дуэтом. Хотя, видимо, это уже заслуга звукорежиссеров, сумевших смикшировать голоса так, что совершенно не чувствуется, что женские партии записывались в Ереване, а мужские - в Москве. Необычная эстетика дуэтных вокальных партий придает альбому еще большее очарование. Хотя, казалось, куда уж больше. Эту музыку приятно слушать дождливым вечером, сидя в мягком кресле, чтобы под рукой была интересная книга, которую вы продолжите читать сразу после окончания альбома; чтобы за окном лил дождь, и в настроении царила легкая грусть... Идеальный саундтрэк для того, чтобы задуматься о жизни и смерти, но при этом не впасть в отчаяние... Чуть-чуть помечтать о несбывшемся, вспомнить родных и близких: тех, кто уже ушел, и тех, кто все еще с нами... Арт-рок в полном смысле этого слова, первая часть которого означает "искусство".