Давно пора поздравить население всего земного шара, сочувствующих самому душеспасительному жанру метала – порадовать любителей жанровых эволюций и позлить пуристов и ортодоксов – мы дожили до синтеза блэк-метала и пост-рока/метала на законных основаниях и в примерно равных пропорциях. Лихо взялись за это дело англоязычные страны – старушка Англия и США – где блэк в своем исконном виде либо развит слабо (1), либо нередко горазд являться таковым больше технически, нежели духовно-идеологически (2). Ирландская команда с характерным названием Altar of Plagues не играет блэк-метал стерильно, нет, но она играет его с иной атмосферой – пост-роковой изможденности. Музыканты берут на вооружение достижения команд типа Wolves in the Throne Room, чей букет из гипнотических и лишенных видимой эволюции гитар и мягких зачарованных бластбитов служил проводником в воображаемые леса многим любителям модернового блэка с более либеральным духовным климатом – но прежде усиливают акцент на самом рождении стены звука. Аккуратные и прозрачные аккорды вместе с атмосферными текстурами, напоминающими о напряженности, висящей в воздухе современного города, предвосхищают взрыв. Говоря о блэк-металической составляющей, стоит отметить, что гитарная вязь непритязательна, но экспрессивна: ребята в меру медитативны и в меру техничны. Ирландцы не жалеют сил и яростных порывов, когда живописуют уничтожение Земли, в этом определенно их сходство с экологическим экстремизмом американских Волков. Грубая кричащая мелодика равновелика прочувствованной, далекой от автоматизма, работе ударника. Однако… ирландцев заботит еще кое-что… Они не желают быть ремесленниками, они хотят экспериментировать. И их изобретательность проявляется в пробивании пост-року места в черной эстетике. И “Алтарь Чум” использует целительные возможности этого жанра для врачевания по умолчанию избитой, предоставляющий весьма и весьма ограниченные возможности для развития, композиционной структуры, которая неизменно зашла бы в тупик, если бы не клише этого чудного стиля, культивирующего кульминации, крещендо, и обрамляющие их нарастания и спады… И вот тут главная проблема: когда из поля слуха уходит блэк-метал, избитость (в т.ч. и эмоциональная) этих самых средств предстает как никогда явной. Altar of Plagues умирают на время, тщетно пытаясь создать ореол сакральности вокруг этих минималистических шагов к успеху. И если один раз фокус удается, и мы зачарованно наблюдаем за спекуляцией музыкантов на этих скудных средствах, то в дальнейшем уже можно почувствовать себя обделенным музыкальным действием. Предсказуемость приема изначально амбициозного проекта несколько удручает, снижение темпа и переход к набившей оскомине тревожной гитарной игре или даже гипноз фидбэком дезориентируют слушателя и закрывает ему перспективу. Кто мы и где мы?! Мы снова мелодраматически стоим с сигаретами в зубах и держим в руках плакат HOPE? Только не здесь и не сейчас. Радость диска поэтому составляют пробуждения от летаргии, моменты обретения плоти струнным металическим инструментарием – гул и поток в стиле GY!BE или пост-металический взрыв – сопровождающиеся возбуждением ритм-секции. Жаль, что для того, чтоб воскреснуть, приходится умирать… Этому состоянию, кстати, посвящена 1-ая часть трэка под №2, отчаянный пафос которого сводится к отрицанию жизни, а к изображению духовного опустошения в планетарных масштабах. Мятежный скрим и тяготеющий к сладжу гроул, продуктивные на просторах альбома в целом, сменяются суицидальным монологом, а тяжело падающие гитарные аккорды заряжены вселенским трагизмом. …Чудес Altar of Plagues не делают: блэк-метал и пост-музыка не проницают друг друга, а остаются ценными сами по себе, а раз уникального синтеза нет, то будет не зазорно насладиться составляющими такого альбома, как «White Tomb» и на альбомах чистых жанров. Впрочем, опыт любопытный, но пока не очень органичный и зубастый. Подождем 28 месяцев.