«А у тебя есть талант заставить чувствовать меня грязью...». Талант Alice in Chains - писать предельно мрачную, но в тоже время красивую музыку, которая заставляет вслушиваться в каждое слово, каждый звук, прочувствовать настроение и атмосферу, заложенную в песне. Второй студийник стал, пожалуй, самой знаковой работой группы. Напряженность, мрачность, ставшие визитной карточкой AiC, на этой записи льются с первых аккордов и пронизывают каждую строчку. Ни для кого не секрет, что запись альбома пришлась на пик обострения наркозависимости участников группы, в большей мере вокалиста Лейна Стейли. Гитарист Джерри Кантрелл признавался, что состояние, в котором прибывали члены группы в те годы, было просто невыносимым. В связи с чем, неудивительно, что лейтмотивом всей пластинки стала тема падения в собственный ад, а добрая половина песен прямо отсылала к теме наркозависимости и ее последствий. Впрочем, было бы неправильно отождествлять «Dirt» исключительно с наркотиками, а Alice in Chains - с группой, эксплуатирующей лишь одну тему. «Dirt», прежде всего, очень цельный альбом со своей атмосферой и замечательным воплощением. По сравнению с дебютным «Facelift», группа немного отошла от альтернативного метала в сторону набравшего оборота гранжа; появились и акустические вставки, повысилась роль ударных, темп на ряде композиций стал более ломанным. В то же время появились песни, рассчитанные на широкую аудиторию. К таковым можно отнести «Them Bones», с довольно запоминающимся мотивом, образцовым соло и, безусловно, «Would?», которая имела очень высокую ротацию на радио и стала одной из наиболее известных композиций «Alice in Chains». На альбоме еще раз проявился безусловный талант Джерри Кантрелла. Его незаурядные гитарные способности стали очевидны еще с выходом «Facelift». Однако его роль композитора и лирика на «Dirt» заслуживает отдельного упоминанию. Кантреллом написаны великолепные роковые номера «Them Bones» и «Dam That River», мрачноватая и красивая «Rain When I Die» (которая сегодня и вовсе имеет пророческий оттенок), а также хитовая «Would?». Отдельно стоит отметить посвященную отцу, ветерану Вьетнама, «Rooster», получившуюся очень искренней и сильной. Хороши песни, написанные в соавторстве с Лейном Стейли. Вокал последнего, пожалуй, на 60% делает погоду на «Dirt». Тянучий, гнусавый голос органично вписывается в музыку и создает полную картину этой мрачной, но в тоже время красивой пластинки. Проблемы Стейли добавляют искренности в вокал, которому действительно веришь. «Junkhead», «God Smack», «Sickman», «Hate to Feel», «Angry Chair» - это песни, спетые Лейном о себе самом. Лучший, на мой взгляд, номер альбома – «Down in a Hole», одна из самых красивых композиций Alice in Chains, тягучая, печальная баллада, которая отлично выражает атмосферу всего «Dirt». Несмотря на невероятную популярность гранжа и отсутствия недостатка внимания к AiC, альбом «Dirt» не вышел урожайным на награды. Ему было далеко до шизоидной популярности Nirvana. Не достиг он и такого высокого всеобщего признания, как вышедший годом раньше «Ten» группы Pearl Jam. В то же время, любимый фэнами, «Dirt» стал своего рода тревожным символом для всего сиэтльского течения, которое не выдержало неожиданно навалившегося внимания и коммерческого успеха и стало двигаться в сторону к закату.